Хорошо в летний день на берегу моря! Как ни жарко печет яркое солнце, вода приносит прохладу — в самые знойные часы с открытого моря тянет легким освежающим ветерком.
Лениво перебирая мелкую прибрежную гальку, набегают на берег зеленоватые волны. Ясная, уходящая вдаль гладь воды чуть заметно колышется — кажется, море дышит…
Идут часы, а иногда и дни, море отдыхает. Но вот, стряхнув ленивое оцепенение, оно оживает. Волны поднимают свои белые гребни и с шумом устремляются к берегу. Ветер усиливается, поверхность моря покрывается белыми пятнами. Глухо, со все большей силой ударяют волны о прибрежные скалы, откатываются назад и с грохотом катят за собой мелкие и большие камни.
Уходящее солнце гасит лучи в темноватых, нависших над горизонтом облаках. Ночью разыгрывается шторм. Огромные волны, величиной с трех-, четырехэтажный дом, обрушиваются на берег.
Весной 1934 года над Средиземным морем бушевал шторм. Внутреннюю гавань Алжирского рейда прикрывал с моря огромный мол, длиной в несколько сот метров. Он казался незыблемым и несокрушимым. Но на этот раз вода победила камень. Девятиметровая волна накрыла мол, а когда вода схлынула, от него не осталось и следа.
Ударная мощь морских волн поражает. На волнорезе Вик в Шотландии была сдвинута и разбита стена из камней, железа и бетона весом 1350 тонн!
Не только в бурю, но и в тихую погоду волны зыби атакуют берег. В этой разрушительной работе участвуют и ветер, и обломки скал, и песок, и галька. Каждая набегающая на берег волна поднимает их и кидает на прибрежные скалы.
Ежегодно морские волны разрушают около 25 кубических километров берегов! В некоторых местах разрушительная деятельность морского прибоя особенно заметна — там, где берег состоит из легкоразрушаемых пород, глины и лёсса. Каждый год море съедает по метру, а то и более такого берега.
И еще одно представление разыгрывает на берегах морей великая изобретательница — природа. Ежедневно, без шторма, в любую погоду океанские воды вторгаются на сушу, а затем на десятки и сотни метров обнажается морское дно. В эти часы жители прибрежных районов собирают здесь дары моря — раковины, водоросли, рыб, оставшихся в небольших углублениях дна.
Начинается прилив — и люди спешат на высокий берег. Скоро вся полоса обнаженного дна снова покроется голубой водой.
Величина приливов в разных местах не одинакова. На Балтийском и Черном морях приливы почти незаметны. В Ленинграде разница между малой и большой водой составляет всего пять сантиметров. Но те, кто живет на берегах Белого и Баренцева морей, знают, как велико там колебание морских вод.
У берегов Европы наибольшие приливы наблюдаются на северо-западе Франции (до 14,7 м) и в Англии, в устье реки Северн (16,3 м).
В СССР самые большие приливы происходят в Мезенской губе Белого моря (устье реки Кулой, 10 м) и в Пенжинской губе Охотского моря (мыс Астрономический, 11 м).
С точностью хорошо работающего механизма дважды в сутки приливная волна устремляется с открытого моря к берегу. В узких местах возникают мощные течения. Так, в узкой части Белого моря, которую называют Горлом, приливная вода, сдавленная скалистыми берегами, мчится с большой скоростью. Когда приливная волна врывается на побережье, вверх по течению некоторых рек устремляется водяной вал. Это гидрологическая бора. На Амазонке она заходит вверх на тысячу километров!