Вот так. Даже не «Великий Элчи», а просто «посол». Двое охранников, услышав голос своего сюзерена, недобро взглянули на виконта. Тот вымученно изобразил улыбку на лице и снова уселся на подушки.
Султан вскрыл письмо и начал его читать. Вскоре взгляд его стал бешеным, он посмотрел на охранников и рявкнул:
– Взять англичанина! Именно он руками поляков пытался убить Решида-пашу. Но мой верный посланник, слава Аллаху, благополучно спасся и сегодня встретился с представителем русского царя.
– Он, наверное, оказался в плену у русских, и они заставили его это написать! – заверещал Великий Элчи.
– Нет, – покачал головой Эмине-паша, – я говорил с Али-беем. Он лично общался с Решид-пашой, а также ему разрешили допросить пойманных налетчиков. Это оказались поляки, переодетые казаками. Некоторые из них выжили и дали показания о том, что Замойский велел им перехватить посольство и убить Решид-пашу. Главный бандит еще рассказал о том, что все это было сделано по приказу англичанина. Тем более что сам Решид-паша недавно видел, как их главарь общался с этой подлой змеей, – и он показал рукой на виконта.
– Эти проклятые поляки клевещут на меня! – заорал Каннинг. Но его схватили железные руки охранников и куда-то потащили.
Вдогонку Абдул-Меджид крикнул:
– В подвалы его! Если же ему удастся сбежать, то вам не сносить голов! И немедленно взять этого гнусного пса Замойского и всех, кто окажется в его доме!
28 (16) ноября 1854 года.
Амстердам, банк «Ротшильд и Компания».
Филонов Федор Ефремович, ставший на некоторое время опять сэром Теодором
Увидев мою банковскую книжку[93] и обозначенную в ней сумму, клерк изменился в лице и попросил меня пройти в отдельный кабинет, после чего с поклоном удалился. В кабинете на столе стояли бутылка вина и пара голландских румеров[94]. Я решил подождать с выпивкой, и минут через пять ко мне вошел человек в дорогом костюме, который с почтением произнес:
– Сэр Теодор, простите, что заставил вас ждать. Сейчас мы все сделаем. Только сначала попрошу вас показать какой-либо документ на ваше имя – знаете ли, мы всегда это требуем, когда клиент нам лично неизвестен.
– Конечно, – улыбнулся я и показал ему свой патент на титул баронета. Тот еще раз склонился передо мной и спросил, какую именно сумму я хотел бы получить.
– Тысячу американских долларов и двести гульденов, милейший. И еще. Где здесь можно приобрести бриллиант? Слыхал, что Голландия славится их огранкой.
– Именно так, сэр Теодор, именно так. Если вам нужны просто бриллианты без огранки, то рекомендую контору Мартина Костера. Он считается лучшим мастером-ювелиром. А если вы хотите чуть сэкономить денег, то попросите бриллианты не его работы, а одного из мастеров, работающих у него. К каждому такому изделию обязательно прилагается сертификат, в котором указаны цвет, чистота и размер.
– А у него можно купить, например, кольцо с бриллиантами? Или серьги?
– Тогда вам, пожалуй, лучше заглянуть в мастерскую майнхеера[95] Бонебаккера. Я дам вам письма и туда, и туда, и вам в обеих мастерских дадут значительную скидку, причем деньги можно будет снять прямо с вашего счета.