×
Traktatov.net » Русская эмиграция и гражданская война в Испании 1936–1939 гг. » Читать онлайн
Страница 22 из 110 Настройки
.

Близился к концу 1938 г. С каждым днем положение республики становилось все более шатким. Усилились внутренние противоречия в лагере республиканцев, различные фракции обвиняли друг друга во всех бедах республики. Вывод интербригад сильно подорвал боеспособность и мощь республиканской армии. 23 декабря началось новое наступление франкистов в Каталонии. 14 января 1939 г. они захватили Таррагону, 26 января – столицу Каталонии Барселону, 5 февраля их войска вошли в Герону[102]. Около 250 000 республиканских солдат и офицеров было вынуждено уйти во Францию вслед за беженцами и ранеными. 21 февраля в покоренной Барселоне состоялся парад армии националистов, после чего началась переброска ее частей на мадридское направление.

27 февраля 1939 г. правительство Франко было официально признано Великобританией и Францией, правительство республики осталось почти в одиночестве. В начале марта 1939 г. военные республиканцы во главе с командующим армией Мадрида полковником Касадо подняли антикоммунистический мятеж, к которому присоединились и анархисты. Мятежники требовали немедленного заключения мира с националистами. В столице начались междоусобные бои, это была агония республики. Мятежники, образовавшие Хунту национальной обороны, разгромили коммунистов и вступили в переговоры со штабом Франко. Единственным условием франкистов была безоговорочная капитуляция. Хунте не оставалось ничего другого, как подписать капитуляцию. К 30 марта 1939 г. вся Испания перешла в руки франкистов.

Такова краткая история Гражданской войны в Испании. Теперь нам предстоит узнать об участии в ней русских эмигрантов.

Русское зарубежье в середине 1930-х годов

…мы так или иначе не приняли жизни, воцарившейся с некоторых пор в России, были в том или ином несогласии, в той или иной борьбе с этой жизнью и, убедившись, что дальнейшее сопротивление наше грозит нам лишь бесплодной, бессмысленной гибелью, ушли на чужбину…

И.А. Бунин

Горька и безрадостна была судьба русского беженца на чужбине. Сотни тысяч наших соотечественников, оказавшись в вынужденной эмиграции, влачили жалкое существование. Лишь к единицам из них судьба была благосклонна, и им удалось неплохо устроиться в первые годы изгнания.

Русские эмигранты неравномерно рассеялись по всем странам мира. Некоторым эмигрантам пришлось сменить две-три страны, прежде чем они обрели постоянное пристанище. Наиболее массовыми очагами русской эмиграции стали Франция, Германия, Болгария и Королевство сербов, хорватов и словенцев (Югославянское королевство). К началу 1930-х гг. из-за различных внутриполитических проблем в Болгарии и Югославянском королевстве численность русской диаспоры в них заметно снизилась. Абсолютными лидерами по количеству русских эмигрантов стали Франция и Германия. В середине 1930-х гг. примерная численность русских эмигрантов во Франции составляла около 200 000 человек, а в Германии – около 50 000 человек[103]. В этих странах также преимущественно проживали политические и военные лидеры Русского Зарубежья.

Несмотря на потерю Родины и, казалось бы, общее горе, различные политические течения внутри русской эмиграции так и не смогли примириться друг с другом. Поэтому всех представителей первой волны эмиграции можно было условно разделить на принимавших Февральскую революцию 1917 г. как положительный опыт и на отвергавших ее (вместе со всеми последствиями). Первый лагерь образовывали члены партий кадетов, эсеров, меньшевиков и представители других социалистических группировок. Второй лагерь составляли представители центристских и монархических организаций. Основу последнего лагеря составляла военная эмиграция.