Образовательная система сознательно мутит воду, наказывая учащихся за ошибки и заставляя их самостоятельно выполнять все задания. Возможно, это хороший способ, позволяющий подготовить специалистов для квадрантов Р и С, но только не предпринимателей, которые будут работать в квадрантах Б и И. Предприниматели знают, что они должны совершать ошибки и учиться на них и что бизнес – это командный вид спорта.
Каждой стране, которая хочет быть конкурентоспособной в мировой экономике, необходимы такие смотрящие вдаль предприниматели, как Стив Джобс, Билл Гейтс, Марк Цукерберг, Майкл Делл, Ричард Брэнсон, Генри Форд, Уолт Дисней и Томас Эдисон – блестящие умы, образование которых так и осталось незаконченным.
Из следующей главы вы узнаете, кто ваш самый лучший учитель.
Вопрос: Каким образом гигантам удается проворачивать свои дела так, что общественность этого не замечает?
Мэри Дж., Канада
Ответ: Блестящий вопрос! Гиганты слишком велики, чтобы их можно было разглядеть. Это все равно что пытаться увидеть воздух. Они повсюду. Это ваш банк на углу, финансовый консультант, образование, кредитная карта, налоги, работа, ипотека, политики, полиция, армия, продовольствие, медицинское обслуживание и т. д.
Производимый ими грабеж невозможно рассмотреть, потому что все завязано на деньгах, а деньги – они повсюду и во всем, а потому невидимы.
Главная мысль данной книги как раз и состоит в том, что в чистой воде рыбу не поймаешь.
В реальном мире бизнеса и инвестирования мы говорим о прозрачности как об умении видеть в мутной воде. В реальном мире денег прозрачность важна как ничто другое.
Цель финансовой грамотности заключается в том, чтобы научиться умом видеть то, что недоступно глазу, повысить свою способность ориентироваться в мутной воде. Ведь одной из главных причин масштабности и тяжести последних кризисов было как раз отсутствие прозрачности.
Компания Rich Dad нацелена на то, чтобы делать людей более зрячими в мутной воде, потому что из-за отсутствия настоящего финансового образования ученики выходят из школы слепыми в финансовом отношении.
Вопрос: Насколько сильным будет следующий крах?
Стивен Б., Великобритания
Ответ: По моему мнению, кризис 2008 года покажется рядом с ним мелкой неприятностью. С той поры риски банков и деривативов выросли экспоненциально. В 2008 году общий объем деривативов составлял 700 триллионов долларов. Сегодня их уже 1,2 квадриллиона на забалансовом учете, а это значит, что обычные люди не могут их увидеть. Забалансовый учет – это и есть мутные воды. Забалансовые счета совершенно непрозрачны.
В третьей части книги, посвященной фейковым активам, я познакомлю вас с темными пулами и темными деньгами.
Вопрос: Вы утверждаете, что после 2008 года вода стала еще мутнее?
Артур Н., Эстония
Ответ: Да. Глубже, темнее и опаснее.
Вопрос: Что, по вашему мнению, должно случиться, чтобы с коррупцией в правительстве было покончено?
Миром управляют банки, которые слишком велики, чтобы дать им обанкротиться, и глобальные монетарные регуляторы. Есть ли возможность положить этому конец?