Напомню: "почитать в отца место" - формула вассальной клятвы в раннем средневековье, заимствованная из более древних, патриархальных времён. Вот из этих.
Дал жену? - "Отец". Почитай.
Кастусь сперва хотел одарить жёнами своих вадавасов. Это ещё более привязало бы к нему воинов. Но хитромудрая Елица сообразила, что вадавасам и так деваться некуда - они здесь всем чужие, будут верны. Не теряя чувства меры, вспоминая кое-какие мои суждения, она предложила перейти от "мажоритарной" системы к "смешанной".
Половину женщин Кастусь отдал своим "мажорам" - наиболее проявившим себя в походе вадавасам. А вторую - разыграл по жребию. Среди принявших его присягу и христианство местных.
Типа: выиграй "грин кард" и будет тебе счастье.
Бзды-ынь...!
Аж до визга.
Лотерея, кредит, смена веры, личная клятва верности, переселение, свой дом, земельный надел, новые задачи, инструменты, способы, вещи, слова, массовые общественные работы... Всё это... где-то как-то... по отдельности... единичные случаи...
Здесь - разом. Каждый день. Долго. Для сотен и тысяч людей. "Букет инновушек".
Реакция туземцев... "звезда в шоке" - повсеместно.
***
Сембы - самое богатое и многочисленное племя пруссов. Тысяч сорок душ. Семьи у них ближе к мордовским, чем к русским - земледелие не играет столь важной роли. Больше охоты, рыболовства. Оседлое скотоводство - климат и почвы этому способствуют.
Семей - тысячи четыре-пять. Доля бобылей в населении - выше русской. Отчасти - из-за распространяемого кривами многоженства, отчасти - из-за отсутствия массовых походов и гибели там мужчин. Как было в 5 веке, когда доля женских и детских захоронений на этой территории было много больше - мужчины погибали вдалеке от родины.
На Руси бобыльские хозяйства составляют от четверти до трети. Здесь - половина. Четыре тысячи мужчин - "груши околачивают". Это ж не Европа высокого средневековья, когда треть мужиков в монастырях сидит!
Кто-то подался в вайделоты. В обслугу при святилищах. Кто-то трётся вокруг вятших - князей и витингов.
"Витинги" - окрестьянившиеся гибриды викингов и витязей (в местной элите - duces et capitanei - вторая часть). Приблизительные аналоги "чингачгуков" - военных вождей североамериканских индейцев. В мирное время ходят на охоту, ловят рыбку, пашут земельку, сидят в своих "вигвамах". Во время войны назначаются "вождём мира" (у делаваров - матриархом, здесь - Криве-Кривайто) предводителями. Собирают племенные ополчения в специально построенных на границах городищах и командуют. Под присмотром политруков-кривов.
Кто-то из бобылей помоложе ходит с соседними племенами в набеги на ляхов. В надежде притащить оттуда жену.
Снова - "наше всё":
"Три у Будрыса сына, как и он, три литвина.
...
Нет на свете царицы краше польской девицы.
Весела - что котенок у печки -
И как роза румяна, а бела, что сметана;
Очи светятся будто две свечки!
Был я, дети, моложе, в Польшу съездил я тоже
И оттуда привёз себе жёнку;
Вот и век доживаю, а всегда вспоминаю
Про неё, как гляжу в ту сторонку.
...
Снег на землю валится, третий с ношею мчится,