Он достал из кармана пачку сигарет, чиркнул спичкой и прикурил из сложенных ковшиком рук, чтобы огонь не погас на ветру. Таня загляделась на его четкие движения. Наблюдая действия Бориса, она почему-то никогда не испытывала такого удовольствия.
— Если следовать твоей теории, — сказала она с улыбкой, — мне достаточно любить Борю и заботиться о нем, тогда он обязательно меня полюбит.
— Теоретически так. Но я вообще-то имел в виду другое. Твой муж мог бы сказать себе: я хочу, чтобы меня любили, ну и далее по тексту. Но похоже, вместо этого он решил: я мучился, пусть теперь и она помучается, что ж мне, одному страдать, что ли?
Она не развелась. То ли у нее была склонность к мазохизму, то ли настолько разросся в ней комплекс неполноценности, что, не любя, а временами даже презирая мужа, она не только не выгоняла его, но ужасно боялась, что он уйдет сам. Борис постоянно пугал ее этим. Периодически он скорбно качал головой и вздыхал: «Ох, пора мне произвести замену игрока в команде». По его мнению, это была угроза, облеченная в очень остроумную форму.
Едва ли не больше всего Таня страдала именно от потуг супруга прослыть блестящим острословом. Память у Бориса была превосходная, и он легко заучивал целые куски из разных книг, чтобы потом цитировать в разговоре. Обычно он выбирал действительно интересные, яркие места, но выслушивать их по сто пятьдесят раз было выше Таниных сил. При этом она не помнила, чтобы когда-нибудь Борис смеялся по-настоящему весело, все равно над чем — анекдотом, фильмом или забавной житейской ситуацией.
Однажды в доме отключили электричество. Убедившись, что света нет во всем квартале и аварийщики уже вызваны, Таня зажгла свечи, но Бориса это категорически не устроило. «Мне надо работать!» — возмутился он, нашел в записной книжке номер аварийной службы и, пылая гневом, набрал его.
— Может быть, вам интересно, что в доме номер восемь по Фурштадской отключили электричество! — сказал он с невыразимым сарказмом.
Увы, пар ушел в гудок. Борис попал в чью-то квартиру, аварийщики давно сменили номер. Таня засмеялась, из-за чего немедленно была зачислена в разряд безответственных женщин, равнодушных к проблемам собственного мужа.
Почему чувство юмора так важно для совместной жизни? Может быть, потому, что с ним тесно связаны такие качества, как умение переносить трудности, доброта и интерес к людям?
Муж живет с ней главным образом из-за того, что не может позволить себе домработницу, думала Таня. А она, в свою очередь, живет с ним потому, что не хочет статуса разведенной женщины и не питает надежд на новое замужество. Таким образом, они квиты.
Правда, иногда желание развестись с Борисом бывало настолько сильным, что Таня звонила в ЗАГС и узнавала часы работы. Но всегда оставалось время остыть, убедить себя, что все не так уж плохо…
Однажды Таня решила обратиться к религии. Идти на исповедь она постеснялась, поэтому встретилась с матерью сокурсника — воцерковленной и доброй женщиной.
Выслушав Таню, та задумчиво погладила ее по голове.
— Мужчины так просто не говорят о своих чувствах, — вздохнула она. — Может быть, на самом деле он любит тебя. А посоветовать — что я могу? Терпение и смирение. Такого, значит, мужа послал тебе Господь…