Человек, у которого нет мужества, в опасности тотчас теряется, паникует. Сорок лет ты в постриге, живешь в пустыне и спустя эти сорок лет впадаешь в какой-то грех, искушение — и теряешься. С младенчества ты был чистым, был девственником, никогда не знал искушения. Но в пятьдесят, шестьдесят, семьдесят лет, как рассказывают об этом отцы, с тобой случается искушение — и ты впадаешь в блуд. Ты паникуешь, теряешься, говоришь: «Что со мной? Я отрекся от Христа. Я Его предал». Но что это такое? Преддверие неудачи. Нет, тебе нужно стоять мужественно во всех обстоятельствах, которые тебе встретятся. Ведь чаще всего в духовной жизни те обстоятельства, с которыми мы сталкиваемся, противоположны нашим ожиданиям.
Порой мы по наивности искушаем Самого Бога, прося Его дать нам то, что мы сами считаем нужным. Например, мы молимся так: «Господи, прошу Тебя, покажи мне, правильно ли мое решение, так чтобы я это понял из того, что встречу того-то, или мне удастся то-то, или меня послушается тот-то». Бог, однако, никогда не внимает человеку, который, несмотря на свою ничтожность, хочет на Него повлиять. Бог дает то, что Он предвидит по домостроительству, благодаря Своему всеведению и любви.
Итак, мужественный человек готов ко всему. Вот, ты ждешь мира, а приходит буря. Ждешь удачи, а приходит неудача. Ждешь здоровья, а приходит болезнь. Ложишься в больницу — и тебе становится еще хуже. Делаешь операцию — и становится в три раза хуже. Нужно ожидать всего. Мужество означает такое чувство: «Господи, я стою здесь, пред Тобою, делай со мной то, что Ты хочешь. Я не жду ничего. Я жду только скорбей, потому что без них не бывает рая».
Как вы понимаете, монашеская жизнь — это борьба, подвиг, защита, а точнее, нападение, потому что защищающийся ничего не выигрывает, выигрывает только нападающий. И поэтому необходимо великодушие и мужество. Человек, который отступает и не имеет терпения, который при всяком препятствии и затруднении, при всяком огорчении и болезни, при всякой клевете, опасности и искушении сомневается: а может быть, не нужно, а может, Бог этого не желает, а может быть, я устану, а может, не достигну цели, — ничего не сможет сделать.
Наконец, еще одна добродетель — неутомимость. Это добродетель человека, которого невозможно одолеть, который не прекращает стремиться к цели своей жизни. Если вообще любое занятие требует труда и усилия, то тем более духовная жизнь. Итак, неутомимость означает: мы неустанно совершенствуем то, над чем трудимся, вернее сказать, неустанно, непрерывно и неослабно устремляем взор на Самого Бога.
Когда человек расслабляется, когда устает и впадает в леность, уныние, тогда все враги находят место и время, чтобы вторгнуться в его жизнь и уничтожить все, чего он достиг. Поэтому для умного делания прежде всего необходимы эти три добродетели.
Есть три добродетели, увидев в себе которые ум удостоверяется, что достиг бессмертия: это рассуждение, способность отделять одно от другого, предвидение всего заблаговременно и несогласие ни с чем чуждым.
Три добродетели удостоверяют нас в том, что мы достигли бессмертия, и первая добродетель — это рассуждение. Человек, не имеющий рассуждения, всегда ввергает себя в искушения, в которых ни Бог ни сам он не может себе помочь. Нерассудительность ведет человека к разочарованию и усталости. Например, я беру на себя пред Богом подвиг больший, чем от меня требуется, чтобы заслужить большую мзду, или же подвиг меньший, чем требуется, из страха, как бы мне не утомиться. Одного этого достаточно для того, чтобы далеко отбросить меня от Бога, потому что потом я столкнусь со страшной действительностью, которую мой эгоизм не давал мне принять.