— Они стали истинными землянами, — заметила как-то Валентина, — ни одному из них не интересно, что Демосфен отправил седьмой том истории. Ни один из них не прочтет его.
Эндер нажал кнопку на клавиатуре и появилась следующая страница.
— Очень бессодержательно, Валентина. Сколько томов тебе еще осталось?
— Всего один. История Эндера Виггина.
— И что ты теперь будешь делать? Ждать, пока я умру?
— Нет. Просто писать и все. Я приурочу ее выпуск к какому-нибудь знаменательному дню и тогда остановлюсь.
— У меня есть идея получше. Приурочь ко дню нашего заключительного боя. Нет, закончи прямо сейчас. Я ведь ничего не сделал такого, о чем следовало писать.
— Возможно, — ответила Валентина. — А может быть и нет.
Ансибл принес им сообщение, что корабль с новыми колонистами вылетел год назад. Они попросили Эндера подыскать место для нового поселения возле колонии Эндера, чтобы обе колонии могли торговать и сотрудничать, но на достаточном удалении, чтобы иметь свое правительство и администрацию. Эндер взял вертолет и приступил к изучению местности. Он взял с собой одного из мальчиков, одиннадцатилетнего Арбу; ему исполнилось три года, когда обосновалась колония, и он не знал другого мира. Он и Эндер часто улетали так далеко, куда только мог доставить их вертолет. Они разбивали лагерь на ночлег, варили пищу на костре, а утром продолжали исследования.
Это случилось на третьи сутки. Именно тогда у Эндера появилось подсознательное чувство, что он уже был ранее в этом месте. Он внимательно огляделся, перед ним раскинулись новые земли, он никогда не видел их раньше. Он позвал Арбу.
— Эй, Эндер! — ответил тот. Он был на вершине пологого холма. — Карабкайся сюда!
Эндер стал подниматься, сухая порода крошилась под его ногами. Арба указал вниз.
— Ты можешь поверить в это? — спросил он.
Возвышенность имела внутри ущелье. Глубокая впадина, частично заполненная водой, была окольцована вогнутыми сводами, которые торчали из воды. В одну сторону возвышенность переходила в две гряды, между которыми находилась У-образная долина; в другую — распадалась на кусочки белой породы. Они походили на челюсти, в которых выросло дерево.
— Все напоминает картину гибели Гиганта. Будто он умер именно здесь, и земля присыпала его останки.
Теперь и Эндер понял, почему место выглядело таким знакомым. Это был корпус Гиганта. Он слишком часто играл в эту игру, будучи еще ребенком, чтобы не узнать этого места. Но это казалось невозможным. Ведь компьютер в Школе Баталий вряд ли мог видеть это место. Он тщательно осмотрел в бинокль хорошо знакомую местность. Со страхом и надеждой он узнавал знакомые ориентиры.
Качели и горки, обезьяний лабиринт. Все это поросло травой, но их формы отчетливо проглядывались.
— Кто-то специально построил это, — сказал Арба, — посмотри на эту башню, ведь это не гора и не холм, она из бетона.
— Я знаю, — ответил Эндер, — это построено для меня.
— Что? — переспросил Арба.
— Мне знакомо это место. Баггеры построили его для меня.
— Но баггеры умерли за пятьдесят лет до твоего появления.
— Все верно, это кажется невозможным, но я знаю все наверняка. Арба, и не хочу тебя брать туда, вместе с собой. Это может быть очень опасно. Если они достаточно хорошо изучили меня, чтобы воссоздать это место, возможно, они хотели…