В 1870 г. Россия сняла с себя ограничения в военном кораблестроении на Черном море, но «поповки» по инерции продолжали строить. Никаких других броненосных судов с 1870 года по 1877 год на Черном море даже не заложили.
В итоге к 1877 году Россия фактически не имела там боевых кораблей. За неимением лучшего, Морское ведомство решило вооружить несколько судов РОПИТа и создать флотилию катеров с шестовыми минами.
Броненосец береговой обороны типа «Вице-адмирал Попов»
Суда РОПИТа стали называться «пароходами активной обороны». Среди них к началу войны были: 1. «Владимир», вооруженный одной 6-дюймовой и двумя 4-фунтовыми пушками и одной 6-дюймовой мортирой; 2. «Великий князь Константин», вооруженный одной 9-фунтовой, двумя 4-фунтовыми пушками, двумя 6-фунтовыми гладкоствольными пушками и одной 6-дюймовой мортирой; 3. «Эреклик», вооруженный двумя 9-фунтовыми пушками и двумя 4-фунтовыми пушками; 4. «Аргонавт», вооруженные одной 6-дюймовой мортирой.
В мае 1877 года была вооружена «круглая» царская яхта «Ливадия» (чья мореходность равнялась мореходности «поповок») двумя 6-дюймовым, двумя 9-фунтовыми, двумя 4-фунтовыми пушками и одной 6-дюймовой мортирой. В июне 1877 года пароход «Веста» был вооружен пятью 6-дюймовыми мортирами, двумя 9-фунтовыми и одной 4-фунтовой пушками. В ноябре 1877 года пароход «Россия» был вооружен шестью 8-дюймовыми, тремя 6-дюймовыми, двумя 9-фунтовыми пушками и двумя 6-дюймовыми мортирами.
Все пароходы имели более или менее приемлемую скорость - от 11,5 до 13 узлов. Вооружение составляли пушки образца 1867 г. Заметим, что на вооружении всех пароходов активной обороны были также 6-дюймовые крепостные мортиры образца 1867 г., хотя вероятность попадания из такой мортиры в движущийся корабль равна нулю. Прок от них мог быть только при стрельбе по наземным целям или при длительной стрельбе по неподвижно стоящему кораблю не далее чем в 2-х км от мортиры. Вместо них можно было поставить 6- и 8-дюймовые корабельные пушки, которые на Балтике имелись в избытке. Но увы, мышление русских адмиралов не поддается рациональному объяснению.
В ходе Гражданской войны в Америке в 1863-64 годах северяне несколько раз пытались атаковать корабли южан на паровых катерах с шестовыми минами. После нескольких неудачных попыток 27 октября 1864 года лейтенант Кушинг потопил на таком катере броненосец «Albemarle». В 1876 году русское Морское ведомство решило реанимировать эту идею. В том же году в Англии у фирмы «Торникрофт» были приобретены два минных катера. Оба катера были доставлены зимой 1876-77 годов в Одессу, где «состояли при обороне этого порта» под № 1 и № 2.
За неимением в России минных катеров специальной постройки на Черное море по железной дороге перебросили паровые катера с кораблей и императорских яхт Балтийского флота. В большинстве своем они назывались именами своих «родных» кораблей - «Адмирал Грейг», «Адмирал Спиридов», «Варяг», «Генерал-адмирал», «Держава», «Джигит», «Опыт», «Первенец», «Не тронь меня», «Царевна». Катер с броненосца «Петр Великий» был переименован в «Красотку», с парохода «Олаф» - в «Ксению». Все корабельные катера развивали скорость не более 6 узлов. Несколько большую скорость хода имели катера «Шутка» (стальной) и «Мина» (медный).