Армстронг «вместе с грязной водой выплеснул и ребенка». В 1859-60 гг. он разработал новую систему нарезных орудий. Они заряжались с дула и имели так называемую разветвляющуюся систему нарезов, которая имела две ветви - входную и боевую. Снаряд имел цинковые выступы по числу нарезов (от 6 до 12). При заряжании выстрелы входили во входную ветвь нареза, а после выстрела выступы снаряда двигались по менее глубокой боевой ветви нареза. Представьте теперь, каково прислуге в бою засовывать 50-120-килограмовые снаряды в дуло, да еще так, чтобы цинковые выступы входили в нарезы с ювелирной точностью. Цинк - мягкий металл, на миллиметр ошибешься - помнешь выступ, в результате снаряд при выстреле заклинит и разорвет ствол. Но именно такими 10-, 9- и 7-дюймовыми пушками Амстронга были вооружены все турецкие корабли и часть береговых батарей.
Англичане изготовили большое число орудий Армстронга, заряжаемых с дула. И опять повторилась история с орудиями Ланкастера. Срочно пришлось искать другую систему. Тогда адмиралтейство стало заготовлять для флота сразу две кардинально отличающиеся друг от друга системы - Вуличскую и Витворта.
Орудия Вуличской системы заряжались с дула. Они имели от 3 до 9 нарезов дугообразного сечения. Снаряды имели медные выступы. Орудия Вуличской системы в основном сохранили принципиальные пороки второй системы Амстронга, разве что заклиниваться снаряды стали реже.
Инженер Витворт еще в 1858 году предложил так называемые полигональные орудия. В сечении канал орудия и снаряд имели форму правильного многоугольника (большинство его орудий - шестиугольники). Таким образом, отпала надобность в нарезах, медных поясках, поддонах и т. п. Появилась возможность стрелять более длинными снарядами, в 5-6 калибров длиной (для сравнения, длина крупповских снарядов была 2,3-2,8 калибра). Снаряды Витворта имели лучшую в мире бронепробиваемость. Однако система полигональных орудий имеет ряд неустранимых принципиальных недостатков, которые весьма трудно изложить популярно. Полигональные орудия могут быть только казнозарядными, и Витворт предложил заряды к ним помещать в оловянные картузы (прообраз гильз) очень неудачной конструкции. Орудия Витворта поступили на вооружение британского флота, но они также были мало боеспособны. Кстати, в войну 1877-78 годов турки применяли 76-мм горные пушки системы Витворта.
Боеспособные крупнокалиберные орудия британский флот получил лишь в 80-х годы, через несколько лет после окончания русско-турецкой войны.
Автор недаром уделил столько места скучному описанию конструкций британских орудий, иначе утверждение, что до середины 80-х годов британский флот был «бумажным тигром», выглядит голословным. Но это не открытие автора, а лишь обобщение им массива информации, хорошо известной русским адмиралам к 1877 году. Лучшие образцы английских пушек были тщательно испытаны стрельбой на Волковом поле [Артиллерийский полигон под Санкт-Петербургом.]. Там в 1863 году прошли испытания 12-фунтовая и 32-фунтовая полигональные пушки Витворта, а в 1865 году - 8- и 10-дюймовые пушки Амстронга с разветвляющейся системой нарезов. В отчетах Артиллерийского комитета подробно описаны все недостатки обеих систем.