Штаб бригады, зная, что наступать придется в горах, был вынужден принять единственно возможное, хотя и невероятно трудное решение – все необходимое для боя переносить на плечах. Отказались даже от полевых кухонь – они не прошли бы с батальонами по горным кручам. Было запланировано, что все 5 суток бойцы будут питаться всухомятку. Из всех транспортных средств десанту было выделено в распоряжение начальника санитарной службы бригады только 50 оленьих нарт для транспортировки раненых[387]. На каждого морского пехотинца по раскладке пришлось до 25 кг груза: оружие, запас патронов и гранат, пятисуточный паек. Из стрелковых рот пришлось назначить многих бойцов подносчиками боеприпасов и другого боевого имущества. На каждый станковый пулемет кроме пяти штатных пулеметчиков выделили еще пятерых десантников, чтобы нести 3 тыс. патронов в лентах и в коробках. Каждый 82-мм миномет весом 60 кг и 80 мин к нему – еще 300 кг – требовали дополнительно 10 человек. И на 7 пушек-сорокапяток пришлось выделить дополнительно 30 человек. Такова была специфика десантного броска на гористый берег Заполярья. Это по раскладке, по предварительной разработке, но практически нагрузка была превышена – бойцы взяли с собой сверх запланированного еще на 5 суток продуктов и еще половину боекомплекта. И вот с такой нагрузкой морская пехота должна была штурмовать сопки, брать опорные пункты, проявляя нечеловеческую силу и выносливость, пробиваться навстречу сухопутным частям[388].
Планировалась выполнить поставленную задачу в течение пяти суток. Но все сложилось иначе. В ночь на 28 апреля корабли Северного флота доставили бригаду и разведывательный отряд штаба флота, который должен был отвлечь противника демонстрационными действиями, в намеченные пункты высадки. Демонстрационный отряд под командованием лейтенанта Леонова в составе 70 человек высадился у Титовки. Высаживаться пришлось прямо в воду. Отряд имел на руках много оружия, в том числе 11 пулеметов, ручные гранаты, а также рацию и продовольствие на 5 дней. Для обеспечения большей подвижности десантники были одеты лишь в одно ватное обмундирование, без шинелей. После высадки отряд занял высоту 415,3 и в течение пяти дней оборонялся от наступавшего противника, после чего отошел на соединение с бригадой. За это время он потерял убитыми и ранеными только четырех человек. Зато обмороженных, заболевших снежной слепотой и небоеспособных от физической слабости и утомления было 56 человек. Таким образом, отряд потерял 60 человек из 70.
Высадка главных сил протекала по плану и практически без каких-либо помех со стороны врага. Противник не ожидал высадки и только в двух пунктах из пяти оказал незначительное сопротивление. Как вспоминал впоследствии бывший командир 12-й бригады генерал-майор в отставке В.В. Рассохин: «28 апреля 1942 года первый эшелон десанта быстро захватил плацдарм, закрепился на нем и к 12 часам обеспечил высадку всей бригады. Личный состав кораблей энергично помогал пехотинцам. Покинув корабли, десантники вступили на землю, занятую противником. Перед ними расстилалась мрачная местность: хаотическое нагромождение камней и скал, нетронутые снега и ни одного деревца, ни единого домика»