×
Traktatov.net » Неизвестные трагедии Великой Отечественной » Читать онлайн
Страница 202 из 213 Настройки
.

Оборона советских войск была построена по принципу удержания отдельных опорных пунктов и узлов сопротивления, прикрывавших наиболее доступные для действий вражеских группировок направления. Все это время шло совершенствование оборонительных позиций и рубежей, велась контрбатарейная борьба, периодически то на одном, то на другом участках обороны возникали бои между отдельными подразделениями сторон. В тылу противника постоянно действовали разведывательные отряды и группы, совершая диверсии на коммуникациях и нападая на вражеские гарнизоны.

Армия испытывала большие трудности в обеспечении войск, особенно когда дороги заносило снегом. Во время обильных и продолжительных снегопадов автомобильные и гужевые перевозки осуществлялись с большими перебоями и часто на некоторое время (2–3-е суток), необходимое для расчистки дорог, вовсе прекращались. Наиболее надежным, а иногда и единственным транспортным средством оказывался северный олень, широко распространенный по всему побережью Ледовитого океана от Чукотки до Скандинавии.

В ноябре 1941 г. по решению Военного совета 14-й армии было сформировано три армейских оленьих транспорта. Каждый из них включал 1015 оленей, 15 оленегонных собак, 237 грузовых и 76 легковых нарт. Должности солдат-оленеводов были укомплектованы из местных жителей – саами, хорошо ориентировавшихся в тундре, умевших проложить путь по бездорожью, быстро отыскать ягельные пастбища, знавших правила содержания и выпаса оленьего стада. Зимой 1941–1942 гг. по заказу армейского интенданта в местных мастерских было изготовлено 2000 нарт и 3300 комплектов оленьей упряжи.

Оленьи упряжки использовались для перевозки боеприпасов, продовольствия и фуража, дров, строительных материалов и других грузов, для транспортировки материальной части артиллерии и минометов, доставки срочных донесений, приказов и почты, выезда командования в войска, розыска подбитых в бою и упавших самолетов, эвакуации раненых и больных[386].

В то же время советское Верховное Главнокомандование планировало весной и летом 1942 г. перейти в наступление на ряде участков советско-германского фронта, «разгромить действовавшие там группировки вражеских войск и сорвать подготавливаемое противником летнее наступление». Исходя из этого, командованию Карельского фронта было приказано весной 1942 г. разгромить группировку противника на мурманском направлении. На основании указаний Военного совета фронта штабы 14-й армии и Северного флота разработали совместную наступательную операцию.

Командующий 14-й армией генерал-лейтенант В.И. Щербаков решил главный удар нанести силами 72-й морской стрелковой бригады, 10-й гвардейской стрелковой дивизии и 6-й отдельной лыжной бригады. Для сковывания противника с фронта назначались 14-я стрелковая дивизия и 3-й батальон 72-й морской стрелковой бригады. Армейский резерв составляла 5-я отдельная лыжная бригада, во второй эшелон предназначалась прибывавшая в армию 152-я стрелковая дивизия.

Для участия в операции командующий Северным флотом вице-адмирал А.Г. Головко выделил 12-ю отдельную бригаду морской пехоты полковника Рассохина. Она предназначалась для высадки десанта на южное побережье Мотовского залива, где должна была при огневой поддержке артиллерии кораблей флота разгромить оборонявшиеся части противника, а затем наступать навстречу главной группировке 14-й армии и совместно с ней окружить 6-ю немецкую горнострелковую дивизию. Бригада насчитывала 6286 человек. На вооружении десанта имелось 808 винтовок, 3502 автомата, 56 ручных и 99 станковых пулеметов, семь 45-мм орудий, 74 миномета.