В создавшейся обстановке командир 42-го корпуса генерал Панин принял решение частью сил 1-й танковой дивизии контратаковать противника и восстановить утраченное положение. Однако полностью использовать ударные и огневые возможности дивизии в условиях лесисто-болотистой местности не удалось. Танки действовали отдельными подразделениями и группами вдоль дорог и троп, к тому же без поддержки авиации. В результате контратака успеха не имела. Потеряв в течение 6 июля 45 танков, части 1-й танковой дивизии отошли в исходное положение[362]. Вскоре эта дивизия выбыла из состава 14-й армии в распоряжение командующего войсками Северного фронта. По этому поводу в директиве Ставки командующему войсками Северного фронта указывалось: «Танковую дивизию из района Кандалакши перебросить под Ленинград немедленно. Для усиления стрелковых дивизий, действующих на кандалакшском направлении, оставить из состава перебрасываемой танковой дивизии по 5–6 танков на каждую стрелковую дивизию»[363].
После вклинения противника на флангах 122-й дивизии и неудачи предпринятой контратаки, чтобы избежать окружения наших частей в районе Куолаярви, командир корпуса решил отвести 122-ю дивизию на оборонительные позиции по рубежу озер Апаярви и Куолаярви, которые с 1 июля занимала 104-я стрелковая дивизия. Ее части вступили в первое соприкосновение с финскими войсками 7 июля, когда два батальона финской пехоты, обойдя с юга лесными тропами озеро Апаярви, вышли к боевому охранению (9-й роте) 217-го стрелкового полка и атаковали его. За день, находясь в окружении, рота совместно с 5-й батареей 290-го артполка отбила двенадцать атак противника. Поставив орудия на прямую наводку, артиллеристы шрапнелью встречали цепи врага. Когда кончились снаряды, они под командой старшины И. Полагуты, взорвав орудия, вместе с бойцами роты прорвали кольцо окружения и соединились с основными силами полка[364].
Одновременно противник нанес удар на левом фланге 217-го полка по 2-му батальону старшего лейтенанта А.А. Осипова. После артиллерийско-минометного обстрела финские подразделения атаковали позиции 5-й стрелковой роты. Первые атаки она отразила относительно легко. Перегруппировав силы, противник снова и снова бросался в атаку. Бой длился уже двенадцать часов, и финнам наконец удалось ворваться в наши окопы. Но в это время на помощь роте пришли бойцы 3-го батальона капитана И.Д. Ключникова. Совместно с резервной группой, поднятой в атаку командиром 5-й роты старшим лейтенантом Катышевым, они отбросили врага. Позже, по рассказам пленных, стало известно, что финны во время этих боев потеряли 300 человек убитыми и 600 ранеными[365].
9 июля 42-й стрелковый корпус занял новые позиции, построив боевой порядок в один эшелон. 122-я стрелковая дивизия перешла к обороне на рубеже гора Масельян-Тунтури, Кайрала, а 104-я – от Кайралы до южного берега озера Апаярви. В резерв каждой дивизии было выделено по одному стрелковому батальону, в резерв корпуса – танковый батальон.