– В Т-90 турбина вертолётная.
– А у нас Миль только слезает с самолётной темы. Только-только «пропитывается» винтами. Из чего делать несущий винт? А? Углепластик? А как его сейчас сделать? А? То-то! Пока только воспроизводим автожир. Для отработки и осмысления концепции. Турбина! Лопатки? А титан сейчас в промышленных масштабах не то что не производится – не добывается. Тут у нас топливо со дня на день кончится. Нефть надо добывать. Хотя похвалюсь – кое-что из опыта перегонки нефти у вас, потомков, переняли. Выход полезного с тонны сырой нефти возрос. В Сибири строятся, с нуля, перегонные кубы по новой технологии. Один из твоих «хроников» техникум закончил по промышленной переработке нефти и газа. И даже работал по специальности. Родом с Украины, а пять лет проработал в Сургуте. Вернулся, на наше счастье, в отпуск, пошёл добровольцем, попал к нам. Ирония судьбы – уехал из Сибири, попал опять в Сибирь. Только там сейчас тайга глухая. Так что, Витя, мало притащить, как вы говорите? А-а! «Артефакт» – надо его научиться производить. Те же радиостанции. Без производства печатных микросхем они просто безделушки. Мы тут прикинули, сколько времени и средств займёт только выход на технологию микросхем – ох и опечалились мы! И наука ещё не догнала. Всё это уже открыто, но научные открытия надо «приземлить», воплотить, найти способ относительно доступного промышленного производства. Массового. Лазеры, как ты говоришь, плазма – вообще не торенная дорожка. Там, даже наука топчется во тьме. Какая квантовая физика? У нас Циолковский ещё пока больше фантаст, чем учёный. Пойми, я ещё хорошо помню, как коня в упряжь запрягать. Ты помнишь?
– Нет. И не знал никогда.
– А ты – плазма, лазер, турбина, ракета!
– Ты же и будешь космонавтов благословлять.
– Буду! Уже знаю! И был горд собой, своей судьбой. Но это где-то там! В вашем мире.
– В нашем мире, Дима, в нашем. И у нас нет выбора. Мы должны не только немца победить, но и показать всем, что нас на колени не поставить. И нас не догнать. Чтобы даже желания не было к нам сунуться, диктовать нам условия!
– Поэтому и не надо убивать творчество наших гениев. Если мы не поставим изобретательство на поток – все ваши чудеса утекут за моря. И нас же потом будут гнуть наследием наших же потомков! На все эти чудеса, что ты притащил, мы будем ориентироваться, но идти своим путём. Пример ваших «артефактов», опыт поколений – избавит нас от ошибок.
– И мы наделаем новых.
– Да! Новых. Неизбежно. Но только так и верно! Только так и надо! Изобретать, творить. Копирование западных образцов нас не приблизило к паритету с ними, но позволило догнать. Копирование ваших образцов нам не позволит вас догнать и не даст преимущества над противником – они скопируют быстрее. Нам нужна промышленность, нам нужны материалы, нам нужны новые отрасли народного хозяйства, та же электроника. Нам нужны люди, что это всё изобрели. Нам не столько нужен Т-64, сколько нам нужен – Морозов и его КБ. Нам нужен не только МиГ-27. Нам нужны Ильюшины, Лавочкины, Мили, Микояны, Петляковы, Туполевы, Королёвы. Нам нужен не АК-47, а сам Михаил Калашников! Нам нужны изобретатели и конструкторы, генералы и наркомы, рабочие, крестьяне и солдаты. Люди, Витя. Люди!