×
Traktatov.net » Тайный фронт Великой Отечественной » Читать онлайн
Страница 237 из 250 Настройки


20 августа 1945 года создается Специальный комитет по проблеме № 1 и при нем Научно-технический совет, а при СНК СССР (СМ СССР) – Первое главное управление для руководства НИИ, КБ и промышленными предприятиями – участниками работ по использованию атомной энергии для военных целей.

И тем не менее информация НТР стала играть свою роль практически с момента создания и начала работы Лаборатории № 2. Значение первых разведывательных сведений, с которыми ознакомился Игорь Васильевич Курчатов, состояло в следующем:

«Проведенное мною рассмотрение материалов показало, что получение его имеет громадное, неоценимое значение для нашего государства и науки… Получение материала заставило нас по многим вопросам пересмотреть своим взгляды и установить три новых для советской физики направлений в работе…»

Эта первая объемная информация от разведки, представленная ученым, имела этапное значение, ибо способствовала оптимизации создания собственного атомного оружия.

В апреле Курчатову пришли сведения о методе формирования критической массы атомного заряда. Его оценка: «…работу над этим методом еще только начинаем… ввиду того, что исследования у нас еще не продвинулись, в информации содержится ценный материал…»

Шли весьма положительные отзывы и на последующие материалы. Это воодушевляло разведчиков (и их агентуру), которые рисковали ради решения такой важнейшей задачи, как создание советского атомного оружия вместе с учеными-коллегами.

Думая об обеспечении страны атомным оружием, разведка понимала, что для этого требовалась не только разработка конструкции самой бомбы, но и создание принципиально нового и необычного оборудования, сложных технологических процессов, спецматериалов с уникальными свойствами.

Ведь Америке довелось пройти по этому неизведанному пути, опираясь на свой, более высокий, чем в СССР, промышленный потенциал.

Решать те же задачи в СССР в условиях войны с Германией и более скромных возможностей было неимоверно труднее, если бы… Если бы в предвоенное время наша ядерная физика не достигла существенных высот в своем развитии и если бы не существовала перспектива воспользоваться плодами англо-американского опыта с помощью советской научно-технической разведки.

Работая на перспективу и исповедуя упреждающую тактику в интересах советской науки и техники, наша НТР за 1941–1945 годы добыла десятки тысяч листов секретной документальной информации, которая полностью шла в дело и способствовала прогрессу ядерной физики и становлению атомной промышленности в СССР.

Владимир Борисович так определил место разведки (НТР) в создании отечественной атомной бомбы:

«В итоге можно сказать, что атомное оружие стало в нашей стране реальностью, благодаря усилиям его непосредственных создателей и разведчиков. Все они в своих сферах деятельности, в силу понимания огромной важности для Отечества обладать новейшими средствами сдерживания ретивых недоброжелателей нашей страны, отдавали всю свою энергию и знания для достижения этой цели».


Отечественное атомное оружие сказало свое слово не только в военной области, но и приобрело политическое значение. Ведь с помощью нашей разведки для советского правительства не было секретом, что по мере явного приближения конца войны с фашизмом американские военные и политические эксперты все настойчивее подчеркивали необходимость для США взять на себя руководство остальным миром, и, естественно, на американский лад.