Только в апреле 1941 года, в преддверии войны, наша разведка передала в Центр сведения на 199 агентов иностранных разведок, членов антибольшевистских эмигрантских организаций, переброшенных на территорию СССР.
Разведка сумела проникнуть не только во многие немецкие разведорганы, действовавшие на советско-германском фронте, но и в японские, итальянские, английские, американские, китайские, французские, иранские, аргентинские, мексиканские и другие разведки и контрразведки воюющих стран и нейтралов. Это позволило быть в курсе основных направлений их деятельности, а значит, вести серьезную борьбу с иностранной агентурой.
Так, наша разведка, знакомясь с ежедневными сводками английской разведки, за годы войны смогла получить сведения и помочь нашей контрразведке выявить сотни вражеских агентов. Только одних агентов-парашютистов было перехвачено 1854 человека, в том числе 631 с радиостанциями.
Конечно, в годы войны основные усилия разведки были направлены на Германию и значительные – на Японию и Италию. Но обязательным условием было требование: в любой стране легальные и нелегальные резидентуры и агентурные группы должны были вести работу против всех воюющих стран.
Сфера деятельности внешней разведки в глобальном решении информационных задач по содействию внешнеполитическим усилиям Советского государства в годы войны и способ реализации таких задач можно охарактеризовать двумя основными признаками: территориальным и проблемным.
В рамках территориального признака наша разведка работала по Германии, ее союзникам и в оккупированных ею странах, а также в нейтральных государствах и странах антигитлеровской коалиции.
Поле деятельности разведки в процессе войны расширялось. Уже к концу 1942 года в антигитлеровскую коалицию входили 26 государств.
Указанное выше способствовало созданию в самой Германии, странах-сателлитах и оккупированных ею государствах нелегальных резидентур, а в странах – наших союзниках – легальных. Усилия всех разведточек было сосредоточено на трех стратегических направлениях: работа по Германии, работа по союзникам и работа по линии НТР. Но эта работа – уже в рамках проблемного признака, который, в частности, предусматривал проникновение в спецслужбы стран разведывательного интереса.
Создание антигитлеровской коалиции является одним из достижений внешней политики СССР, в котором есть весомая доля внешней разведки. Именно проникновение в спецслужбы наших союзников и противников позволило снабжать советское руководство развединформацией о планах Гитлера вовлечь, в частности, Англию в совместный поход против большевиков и даже за мировое господство.
Располагая полнейшей информацией о позиции триады – Англии, США и Германии об отношениях друг к другу и к СССР, советское руководство смогло использовать противоречия в стане наших неустойчивых союзников для создания единого фронта борьбы против гитлеровской Германии и ее союзников.
Проникновение внешней разведки в спецслужбы Англии, Франции и США позволило сорвать даже сами предпосылки к сотрудничеству этих стран с Гитлером в предвоенные годы и в преддверии нападения Германии на СССР, а затем в годы войны упредить возможность сепаратного мира с немцами за спиной нашего государства.