– Не буду вдаваться в подробности, я изучаю медиа как инструмент управления массами, – деловито сообщил молодой человек и, коротко стрельнув глазами на дев – впечатлились ли? – шлепнул на стол передо мной тонкую стопку разноцветных бумаг. – Вот, я подготовил небольшую презентацию. Без диаграмм, на скорую руку, но с ней будет понятнее… Итак, я проанализировал вашу ситуацию. Что в ней примечательно? Первое: публикации в разных СМИ появились практически одномоментно, то есть фактически не было первоисточника. Хронологически самой первой была публикация вот здесь, – он постучал ухоженным ногтем по строке в коротком списке, – но все те материалы, которые вышли позже, отнюдь не рерайт.
– Не слегка измененный повтор, – заботливо пояснила для меня моя юная блогерша.
– Да, тема у всех публикаций одна, но конкретика несколько отличается, – продолжил Данила. – Не манера подачи, а именно фактура, понимаете?
– Все написали про визит Диманди, но при этом каждый добавил еще что-то свое «из старого», – кивнула я.
– Вот именно! – Данила поднял палец. – Как будто общий объем информации примерно поровну поделили на всех!
– Как пирог на десять кусков, – вставила Маша, лениво ковыряя свой чизкейк.
– Очень, очень точное замечание! – Данила возрадовался так, словно Маша мимоходом решила задачку про квадратуру круга. – Мы сейчас принимаем в расчет только первый десяток изданий, осветивших эту тему. Вторую волну не учитываем, новость расползается, это естественный процесс, но он нас сейчас не интересует. Повторяю, важный момент: те десять СМИ поделили скандальную информацию по-братски. Что было бы совершенно невозможно, если бы редакции готовили публикации самостоятельно, потому что конкуренцию никто не отменял, каждое СМИ постаралось бы перетянуть одеяло на себя…
– То есть кто-то ими всеми руководил, так? – Я ткнула пальцем в список, обвела его невидимым кружочком и вздернула его вверх, нарисовав как бы петельку, притянутую к воображаемому пальцу. – Сначала раздал всем тексты, потом скомандовал «Фас!», верно я понимаю?
– Почти, только он выдал не тексты, а информацию, статьи писали уже журналисты, выдерживая формат и стиль конкретного издания. Однако вы правы, некий исходник был, и это можно понять, проанализировав публикации. Проскакивают там очень похожие фрагменты… Это второе. И третье: вы обратили внимание, какие именно СМИ были задействованы? – Данила ловко поменял бумажки. – Смотрите, тут нет регионалов, все издания федеральные или столичные, с высоким рейтингом и широким охватом, преимущественно информационно-развлекательные.
– Их специально подбирали?
– Точно! Как вы думаете, почему в этой десятке нет солидных изданий, профессионально освещающих проблемы судебной системы? Разве не логично было бы привлечь в данном случае именно их?
– В смысле, основательно скомпрометировать меня в глазах коллег? – Я поежилась. Истерику в желтой газетке «Утренние жести» ВККС всерьез не воспримет, а вот разгромный материал в «Судебном вестнике» определенно учтет. – Это было бы убийственно.
– Тогда почему этого не сделали? Если целью было похоронить вас под лавиной грязи? Запомните этот вопрос, мы к нему еще вернемся, а пока давайте посмотрим, по какому принципу была отобрана боевая десятка СМИ. Есть предположения?