×
Traktatov.net » Кёнигсберг в Пруссии: история одного европейского города » Читать онлайн
Страница 19 из 164 Настройки

В кёнигсбергских церквах и школах много музицировали. Каждая школа имела свой хор, который обычно пел во время богослужения и при проведении других церковных обрядов. Светскую музыку исполняли профессионалы, рано объединившиеся в братство и получившие грамоту ещё в 1413 году. В их обязанность входило трубить с башен при пожаре и опасности и исполнение музыки на торжествах, которые проводили муниципалитет и сословия в юнкерхофах. Вероятно, и гохмейстер держал в замке музыкантов, по крайней мере, фанфаристов для приветствия многочисленных иноземных рыцарей и военных гостей, которые останавливались в Кёнигсберге по пути в Литву и из Литвы. 

Театра как такового ещё не существовало, однако на альтштадтской рыночной площади Марктплатц время от времени проводились театрализованные представления религиозного содержания, как например, в 1323 году постановка о святой Екатерине. Больше народным гуляньем, чем искусством, были карнавальные фарсы на масленицу. На этих гуляньях народ имел возможность критиковать представителей власти, о которых в обычные дни надлежало говорить с почтением и послушанием. 

Большое значение Орден придавал школам. Поэтому система образования в Пруссии была развита лучше, чем в других землях Германии. Самой старой и известной школой Кёнигсберга являлась Кнайпхофская, или Соборная школа. Она была, вероятно, организована сразу же после учреждения Соборного капитула в 1296 году, значит, существовала уже при первом соборе. После его перевода в Кнайпхоф Альтштадт остался без школы. Поэтому граждане хотели организовать приходскую школу при Альтштадтской церкви. Хотя Соборный капитул и был против, а епископ в 1337 году даже запретил создавать школы при всех кёнигсбергских церквах и капеллах, альтштадтцы всё же добились своего. Хотя капитул остался патроном новой школы, которая в 1381 году стала единственной признанной школой Альтштадта, но рекомендованный им шульмейстер>{24} должен был проходить тест в муниципалитете и лишь после этого предлагался гохмейстеру на утверждение. Маленький Лёбенихт обзавёлся школой самым последним; шульмейстер там упоминается лишь в 1441 году. Все три школы находились в непосредственной близости от церквей, к которым они относились. 

С целью повышения своего образовательного уровня всё больше сыновей кёнигсбергских состоятельных граждан уезжало на учёбу в университеты за границу. Из примерно 4000 студентов из Пруссии (до 1525 года) 411 были родом из Кёнигсберга. Мы встречаем их в Кракове, затем в Лейпциге, Вене, Кёльне, Ростоке и Франкфурте-на-Одере, в меньшем количестве в других немецких университетах, а некоторых даже в Болонье. Большинство из них изучали теологию и правоведение, становясь в дальнейшем священниками или духовными и светскими советниками, и таким образом покидали бюргерское сословие. По мере распространения идей гуманизма многие из них возвращались на городскую службу в качестве писарей и учителей, присяжных заседателей и чиновников муниципалитета. Перед наступлением эпохи Реформации в высших кругах бюргерского сословия, и особенно из числа членов городского Совета, было много выпускников университетов.