×
Traktatov.net » Контрразведка. Тайная война » Читать онлайн
Страница 102 из 110 Настройки

Сметанин судорожно сглотнул. Леденящий ком застрял в горле. Перед глазами в бешеном калейдоскопе завертелись искаженное страхом лицо жены, ненавистные физиономии-маски контрразведчиков и… невесть откуда взявшийся Нортон. Тот злорадно хихикал и, подмигивая, рассовывал по карманам тугие пачки долларов. Его, Сметанина, доллары! Они навсегда уплыли из рук, а вместе с ними роскошная вилла с фонтаном и бассейном и крутой «мерс». Все в миг пошло прахом. Впереди Сметанина ждали камера в Лефортовской тюрьме, изматывающие душу допросы следователей КГБ, затем суд, приговор и…

Зияющее дуло пистолета заслонило собой Нортона, жену и, подобно гигантской воронке, втягивало его в себя. Туда, в зияющую бездну небытия. Одно только движение его руки и с чудовищным кошмаром будет навсегда покончено. На это последнее движение у Сметанина не хватило сил. Потухшим взглядом он наблюдал, как пальцы следователя осторожно коснулись левой дужки очков. Послышался еле слышный щелчок и вскрылся второй тайник. В нем лежала крохотная ампула с ядом мгновенного действия — «подарок» Нортона.

Сметанин облизнул губы, превратившиеся в наждак, и амебой расплылся по сидению. Он уже не слышал ни следователя, ни задорной песни студентов, возвращавшихся в Москву с молодежной стройки в соседнем купе. Они, будущие инженеры, даже не подозревали, что рядом с ними завершилась не киношная, а самая настоящая шпионская история. Они жили своими маленькими и большими заботами, радостями и огорчениями, мечтами и надеждами. Это была другая жизнь, в которой Сметаниным уже не находилось места.

До приезда в Москву они так и не сомкнули глаз. С вокзала их повезли не в Лефортовскую тюрьму, как полагал Сметанин, а на квартиру. В нее он поднимался как на Голгофу, подозревая, что там всплывет убийственная улика — еженедельник со шпионскими записями. И не ошибся. Уже безразличным взглядом он наблюдал за тем, как следователи методично осматривали квартиру. Один из них остановился у платяного шкафа, открыл дверцу, и в следующее мгновение в его руке появился тот самый еженедельник!

Собранные контрразведчиками доказательства и признание жены не оставляли Сметанину шансов уйти от ответственности. Под давлением неопровержимых фактов он выдавливал из себя слова, и они тяжелым грузом предательства ложились на весы его совести. Загубленные судьбы десятков негласных помощников, отданных на растерзание чужой контрразведке, и проваленные разведывательные операции советских спецслужб ничем нельзя было оправдать.

На этот раз ТАСС не был уполномочен сообщить общественности о пресечении преступной деятельности двух американских шпионов.

Руководство КГБ стремилось как можно дольше сохранить в тайне от американской разведки провал ее агентов. Это необходимо было для того, чтобы ГРУ могло вывести из-под удара иностранных спецслужб сотрудников резидентуры, их негласных помощников и тем самым максимально локализовать последствия шпионского «семейного подряда».

Следствие по уголовному делу Сметаниных длилось около девяти месяцев. 1 июля 1986 года Военная коллегия Верховного суда СССР, рассмотрев его, признала Г. Сметанина и Н. Сметанину виновными в измене Родине в форме шпионажа, то есть в совершении преступления, предусмотренного п. «а» ст. 64 УК РСФСР, и приговорила: