А вот то, что ледоколы до сих пор не пришли в Мурманск очень плохо, но предвидеть на море ничего нельзя заранее, бывалые моряки всегда говорят, что оно полно случайностей…
Иркутск
главнокомандующий Восточным фронтом
и Правитель Дальне-Восточной России
генерал от инфантерии Каппель
- Викторин Михайлович, у меня для вас есть поручение особой важности. С этого дня моим приказом вы являетесь генерал-губернатором Приамурья, соответственно с назначением командующим войсками округа. Ваше присутствие сейчас настоятельно необходимо на Дальнем Востоке, ситуация там сложилась крайне запутанная и напряженная. Линия КВЖД от границы до самого Владивостока находится под полным контролем интервентов – чехов, американцев, но главным образом японцев. Наши части малочисленны и частично деморализованы недавними событиями, с ними иностранцы совершенно не считаются во Владивостоке. Железная дорога от самого Хабаровска, где находятся части атамана Уссурийского казачьего войска Калмыкова, до Спасска подвергается нападениям многочисленных партизан, Сучанский район добычи угля, чрезвычайно для нас важный, почти под полным контролем повстанцев, они оттуда угрожают Владивостоку. Вот посмотрите сами, что там сейчас происходит.
Генерал Каппель провел ручкой по нарисованным на карте красным карандашом овалам – их было неимоверно много, как пятен на лице больного оспой. А вот синих кружков чуть-чуть, и линии этого цвета вдоль железной дороги были пунктирные, прерывистые, тонкие.
- Побережье вплоть до устья Амура безвластно, небольшие японские гарнизоны есть только в Николаевске и в нашей северной части Сахалина. С таким положением вещей мириться дальше нельзя, оно недопустимо! Переброска вашей бригады начнется незамедлительно, вы сами должны прибыть во Владивосток через десять дней, возможно чуть раньше. С вами туда отбывает и Верховный Правитель России адмирал Колчак, который в первые недели поможет вам разобраться с ситуацией и принять для ее исправления неотложные меры. Нам необходимо как можно быстрее освободить от партизан все Приамурье, иначе…
Слова словно повисли в воздухе кабинета. Владимир Оскарович вытащил из коробки папиросу и медленно прикурил. Хотя главнокомандующий не докончил свою мысль, но по лицу генерала Молчанова было видно, что сложности того нисколько не пугают.
С командиром знаменитой «рабочей гвардии» Белого движения Каппель знаком давно, и ценил ум, чрезвычайную энергию и целеустремленность генерала. Сравнивая его с другими военачальниками, Каппель неизменно отдавал Молчанову первенство перед ними, считая того «вождем» в подлинном смысле этого слова. Да и по «второй памяти» хорошо знал, что именно Викторин Михайлович блестяще провел Хабаровский поход 1921 года. И не его вина, а беда, что силы оказались тогда слишком неравными. И, кроме того, Владимир Оскарович помнил свои собственные слова, когда в январе, жестоко страдая от воспаления легких, и назначив генерала Войцеховского преемником, произнес – «лучше вручить судьбу нашей армии Молчанову – в нем есть искра Божья!»