Камбалин посмотрел на начальника артиллерии, седоусого полковника Григорьева, что сидел справа от него за столом. Минувшей зимой они проделали долгий путь от Барнаула, что являлся главным городом Алтая, до Зимы, пройдя по Енисею и Ангаре, прорываясь через слабые партизанские заслоны, вернее снося плохо вооруженную таежную вольницу огнем из орудий и пулеметов. Сейчас, бывшие «белогвардейцы», а ныне сибирские стрелки, уже под командованием полковника Перхурова двинулись на санях в обратный путь по еще закованной крепким льдом величественной сибирской реке. И уже дошли до самого устья, оставляя по пути в крупных селах гарнизоны из небольших групп егерей, стрелков и милиционеров, взяв под охрану и контроль огромную территорию. Вот так получилось – вначале долго отступали, а теперь торопились вернуть хоть часть из отданной красным территории.
- Две пушечные трехдюймовок и батарея 48-ми линейных гаубиц полностью готовы. Системы наши, расчеты обучены хорошо – многие воевали еще с германцами. Одно плохо – все орудийные стволы порядком изношены. Немудрено – самые «новые» из них с шестнадцатого года стреляют, Александр Иннокентьевич. Пушки еще ничего, а вот мортиры «никакие», пару сотен выстрелов сделаем при большом разбросе снарядов, и совсем «убьем». Их бы заменить, требуется…
- А чем? Где новые найти прикажите? У нас русских гаубиц совсем мало, может быть, с десяток наберется на всю армию. Возможно, французские получим или английские, но вот когда их еще сюда привезут?! Путь то долгий! Что у вас с легкой артиллерией?
- Получили две трехдюймовые горные пушки и неделю назад передали нам еще две японских в 75 мм. Свели их в 4-ю горную батарею дивизиона из двух взводов. Снарядов имеется по два боекомплекта – триста штук на ствол. Генерал Ханжин обещал дополнительно отправить еще несколько штук «макленок» и дюжину 3,2 дюймовых минометов Стокса, как только они будут получены от наших союзников. Весьма вероятно, еще дополнительно выделят британские 42-х линейные минометы этой же системы, временно на замену нашим «старушкам» мортирам. К лету может быть, получим, по крайней мере, так меня клятвенно заверили из ГАУ.
- А там не сказали, что обещанного три года ждут?! Остается только надеяться на лучшее, - Камбалин пожал плечами и невольно скосил глазом на тусклую и одинокую «генеральскую» звезду, прежнюю «статскую», для чинов 3-5 классов. Обидно, конечно – погоны из блестящей золотистой мишуры с «зигзагом» были вожделенной мечтой с юнкерских времен, ибо плох тот солдат, что не мечтает стать генералом. И вот теперь, когда несбыточное поначалу желание стало реальностью, погоны то тю-тю. Но хоть «генеральскую» звездочку ввели приказом, пусть раньше предназначалась только для гражданских чинов, но все же и она одинокая на английском вшитом суконном погоне немного грела душу.
Но пусть хоть так будет – потерю галунных золотых и серебряных погон офицеры пережили на удивление спокойно. Все понимали, что главнокомандующий прав, отменив их ношение – уж больно раздражающим фактором для населения стали «золотопогонники».