×
Traktatov.net » Засекреченные линии метро Москвы в схемах, легендах, фактах » Читать онлайн
Страница 93 из 118 Настройки

Из истории

Метро и археология

Клады с деньгами метростроевцы находили и находят до сих пор, в основном на глубине от четырех до восьми метров. Сосуды самые разные — и деревянные, и металлические, и глиняные. Есть и кубышки-кувшинчики с узким горлом — копилки. В одной из них нашли серебряную монету с надписью «Царь всея Руси Борис Федорович». Монета прилипла к плохо отмытой стенке сосуда и потому осталась в нем. На станции «Третьяковская», построенной на месте стрелецкой слободы, в большом мореном горшке были найдены почти 20 тысяч серебряных монет. Историки считают, что их владелец не пережил утро стрелецкой казни. Все эти находки поступили в Музей истории и реконструкции Москвы.

В районе строительства «Полянки» рабочие обнаружили древнее стекло, изразцовые коллекции, курительные трубки петровского времени, топорик царского телохранителя. При возведении «Нагатинской» строители нашли могилы бронзового века, рядом с человеческими костями лежали сосуды и боевые топоры.

Так часто бывает при проходке метро в древних городах, в городах с богатой историей. Первая линия Афинского метро была наземной, город довольствовался ею 135 лет, но при подготовке к Олимпиаде 2004 года решили построить вторую и третьи ветки — под землей. А то, что нашлось под землей при прокладке тоннелей, выставили на всеобщее обозрение прямо в вестибюлях. Афинские станции «Монастираки», «Синтагма» и «Акрополь» выглядят как настоящие музеи.

Также и в Риме: сами тоннели закладывают глубоко, ниже культурного слоя, но шахты для входа и выхода пробивают под контролем археологов.

Московскими археологами быстро заинтересовалось НКВД: его интересы были важнее науки. Сотрудники госбезопасности совершенно не собирались изучать подземные ходы столицы и тем более — раскрывать их для широкой публики. Быстро изучив расположение ходов, гэпэушники отдавали распоряжение засыпать подземелья.


«Первая трасса. Прошлое подземной Москвы». «Ударник Метростроя», 1934:

«Всевозможные крепостные рвы, окружавшие Китай-город, многочисленные колодцы, кладбища, глубокие фундаменты зданий, подземные хода, заиленные русла различных рек и многое другое — все это создавало большие трудности. В тяжелых условиях, проходя сплошные плывуны, строители крепили грунт, изолируя старинные колодцы».


Игнатий Стеллецкий:

«Везде и всюду подземелья временем и людьми приведены в состояние если не полного, то очень большого разрушения. Общей участи не избежал и Кремль, и потому нельзя обольщать себя мыслью, что достаточно открыть один ход и по нему уже легко пройти подо всем Кремлем, если не подо всей Москвой. В действительности путешествие по подземной Москве — скачка с препятствиями, притом весьма существенными, устранение которых потребует больших усилий, времени и средств. Но все это ничто в сравнении с возможным идеальным результатом: очищенная, реставрированная и освещенная дуговыми фонарями подземная Москва явила бы из себя подземный музей научного и любого интереса…»


При поддержке П. П. Ротерта Стеллецкий подготовил инструкцию для рабочих и план создания музея «Подземная Москва», но тогда его проект не был осуществлен. А вот в наши дни мечта Игнатия Стеллецкого сбылась, такой или похожий музей действует на Манежной площади.