×
Traktatov.net » Стратегия и тактика в военном искусстве » Читать онлайн
Страница 217 из 235 Настройки

Трудно понять, почему он после этого должен был направиться в Сицилию по настойчивой просьбе жителей Сиракуз, чтобы изгнать карфагенян. Призванный, после некоторого успеха, обратно, Пирр вновь пересек проливы, был потрепан флотом карфагенян, затем, усиленный самнитами или калабрийцами, он несколько запоздало решил следовать в Рим. Но, в свою очередь, был римлянами разбит и бежал. Когда Пирр вернулся в Эпир, от его войска оставалось всего девять тысяч солдат.

Карфаген, который процветал долгое время, извлек пользу из разгрома Александром Македонским Тира и других городов Финикии и Персидской империи.

Пунические войны между Карфагеном и Римом, ставшим доминирующей силой в Италии, вошли как наиболее прославленные в морские анналы древности. Римляне особенно отличались скоростью, которой достиг, совершенствуясь, их флот. (Как раз в скорости и маневренности римляне уступали прирожденным морякам-карфагенянам. Зато они придумали «ворон» – абордажный мостик, и, беря врага на абордаж, устраивали ближний бой, в котором римлянам почти не было равных. – Ред.) В 264 году до н. э. (начало 1-й Пунической войны – до 241 г. до н. э.) их корабли (пентеры и триремы) едва могли достичь Сицилии, а восемь лет спустя римский завоеватель Регул на пути в Африку в сражении у мыса Экном имел триста тридцать кораблей, по триста гребцов и сто двадцать воинов, что в целом составило около ста сорока тысяч человек. Считается, что сразившиеся здесь с ним карфагеняне были сильнее на двадцать кораблей.

Победа у мыса Экном (римляне захватили 64 и потопили 30 кораблей) – пожалуй, более необычная, чем у мыса Акциум (у мыса Акциум (Акций) в 31 г. до н. э. флот Октавиана (будущий император Август), 260 легких кораблей, нанес поражение объединенному флоту Антония и Клеопатры. – Ред.), – была первым важным шагом римлян к великой империи. Последовала высадка в Африке – сорока тысяч человек, но большая часть этих сил была затем отозвана в Италию (армия Рима была тогда в основном из крестьян – они потребовали вернуть их на свои поля. – Ред.), оставшаяся (15 тысяч пехоты, 500 человек конницы и 40 кораблей) была разгромлена полководцем Ксантиппом и наемной карфагенской армией, а Регул, ставший пленником, прославился своей смертью не меньше, чем своей славной победой.

Огромный флот, которому выпало отомстить ему, имел успех у Клупеи (откуда вывозил уцелевшие 2 тысячи римлян), но был уничтожен штормом на обратном пути у берегов Сицилии, а его преемника постигла такая же участь у мыса Палинуро. В 249 году н. э. римляне были разбиты у Дрепанума и потеряли двадцать восемь тысяч воинов и более ста судов. Еще один флот на пути к Лилибю в том же году был потерян у мыса Пактир.

Разочарованный этой чередой несчастий, римский сенат сначала решил отказаться от моря, но, видя, что мощь врагов Рима исходит от их превосходства на море, решил перевооружить свой флот. Поэтому в 241 году Лутаций Катулл отправился с двумястами боевых кораблей блокировать с моря Дрепанум и Лилибей и победил в битве у Эгадских островов, в которой карфагеняне потеряли сто двадцать кораблей (70 римляне захватили и 50 потопили). Эта победа завершила 1-ю Пуническую войну – Карфаген запросил мира.