Я лично никогда не видел ничего подобного. Считаю это невозможным и убежден, что такая линия не может наступать для атаки в достаточно хорошем порядке, чтобы иметь необходимую для успеха ударную силу.
У Наполеона была привычка обращаться к своим маршалам в такой манере: «Выстройте свои войска в хороший боевой порядок и энергично атакуйте противника». Я спрашиваю: какие существуют способы осуществления атаки противника силами сорока или пятидесяти батальонов в хорошем порядке? Они сблизятся с противником отдельными, не связанными друг с другом отрядами, а командующий не сможет осуществлять никакого контроля над всей массой войск.
Я не встречал ничего подобного под Ульмом (1805), Йеной (1806), Прейсиш-Эйлау (1807), Бауценом (Баутценом), Дрезденом, Кульмом и Лейпцигом в 1813 году; не происходило такого при Аустерлице (1805), Фридланде (1807), Кацбахе (1813) или Денневице (1813).
Мне неизвестно ни одного сражения Веллингтона, в котором он следовал бы маршем развернутыми линиями в атаку на позицию противника. Обычно он ожидал атаки. У Витории (1813) и Тулузы (1814) он одержал победу маневрированием против флангов, а у Тулузы правый фланг Сульта был разбит, когда спускался с высот, чтобы атаковать. Даже под Ватерлоо неизвестно, какая судьба постигла бы английскую армию, если бы, оставляя плато Мон-Сен-Жан, она шла развернутым порядком, чтобы атаковать Наполеона на его позиции на высотах Ла-Белль-Альянс?
Пусть простят меня за эти краткие повторения, поскольку они представляются необходимыми для решения вопроса, который возник с того времени, когда было написано мое «Краткое изложение искусства войны» («Очерки военного искусства»).
Рис. г
Некоторые немецкие генералы, полностью признавая преимущества, полученные в 1813 году из системы батальонных колонн, стремились добавить к ее ценности разделение колонн и увеличение их числа – с тем, чтобы сделать их более редкими и облегчить развертывание. В связи с этим они предлагают вместо построения четырех дивизионов или рот друг за другом поместить их рядом, но не развернутыми, а в небольших колоннах. То есть, если батальон состоит из четырех рот по двести сорок человек в каждой, в свою очередь, рота будет разделена на четыре подразделения по шестьдесят человек в каждом: одно из этих подразделений будет рассредоточено в качестве стрелков в цепи, а три других в две шеренги образуют небольшую колонну. Таким образом, батальон, вместо того чтобы образовать одну колонну, образует четыре, а полк из трех батальонов образует двенадцать небольших колонн вместо трех.
Несомненно, было бы легче двигаться именно таким строем на противника, чем развернутым, но эти урезанные колонны из шестидесяти стрелков в цепи и ста восьмидесяти солдат в шеренгах никогда не продемонстрируют тот же порядок и монолитность, как единая батальонная колонна. Но, поскольку эта система имеет некоторые преимущества, она заслуживает разбора, тем более что она уже применялась в Пруссии и Австрии.
Такое же построение применяется и к батальонам из шести или восьми рот. В этом случае батальон будет состоять не из рот, а из подразделений из двух рот, то есть выстроен в три или четыре колонны, соответственно числу рот.