×
Traktatov.net » Drang nach Osten по-Русски. Книга третья » Читать онлайн
Страница 41 из 130 Настройки

— Донесение с Дона. — Борис Годунов вздохнул, вытаскивая нужный свиток из груды лежащих на столе.

— Что, опять казаки бунтуют? — Насторожился государь всея Руси Иоанн Пятый Иоаннович, удивляясь, с чего бы казакам бунтовать. Царское жалованье идёт на Дон регулярно, русы каждый год самых оголтелых и молодых казаков вербуют к себе на службу, по договорённости с Москвой. После смерти батюшки казаки ни разу не бунтовали, слава богу, тут наместник Пётр Головлёв дельную затею высказал, чтобы самых буйных на окраины Руси отправлять. Тех, кого русы не соблазняли к себе воевать, царские дьяки ежегодно в Сибирь сманивали, на новые земли, за мягкой рухлядью.

— Нет, государь, магаданцы пишут, нашли железную руду и рядом каменный уголь, просят разрешения ставить заводы железоделательные. С ними заводы хотят ставить бояре Ртищевы, Голицыны, Долгорукие. Между собой все договорились, просят государево благословение на два года освобождения от подати.

— Будет им освобождение, готовь указ к завтрему, — Иоанн посмотрел на дьяка Рудина, недавно вернувшегося из Королевца, где пять лет учился в университете. Добавил для дьяка, — Смотри, чтобы никаких препонов тем магаданцам и нашим боярам в строительстве заводов не чинили приказные дьяки. Для воеводы приготовь отдельное письмо, подпишу сразу.

— Жалуется управитель Курской чугунки Иван Дементьев сын, боярский сын Волков не пускает строить дорогу на своей земле. А обходить выйдет на сорок вёрст длиннее и дороже на полмиллиона магаданских червонцев. Просит приструнить боярского сына, царский указ о выделении свободного прохода по всем землям для чугунки Волков не исполняет.

— Выслать полусотню разбойного приказа к тому Волкову, пусть узнают, чья корысть в его капризах имеется. Не турки, ли его подкупили или цесарцы? — Царь разгневался не на шутку, строительство чугунки в южном направлении он считал самым важным для защиты богатых чернозёмов Тавриды. Не только быстрой перевозки войск на юг, но и доставки хлеба с южных плодородных земель и черноморских портов в случае неурожая в центральной Руси. Общение с магаданцами и осмысление их поступков, помогало молодому правителю Руси мыслить стратегически. Благо, последние успешные годы дали стране необходимую защиту от внешних врагов. А хозяйствовал Иоанн Иоаннович неплохо и прежде, при жизни отца.

— Разберутся, государь, — поклонился дьяк Рудин, отмечая авторучкой в записной книжке желание царя.

Авторучки, записные книжки, настольные электрические лампы, письменные столы и стулья, за последние годы стали привычными для русских чиновников и приказных дьяков особенно. Богатство, обрушившееся на Русь с завоеванием Сибири и потоком сибирской пушнины, позволило своевременно выплачивать жалованье всем государевым служащим. Стрельцы и дьяки забыли, когда им задерживали выплату денег, и, обрастали модными магаданскими вещицами. Особенно к ним привыкали русские дворяне и дьяки, прошедшие обучение в Западном Магадане и Новороссии, таких студентов с каждым годом становилось всё больше. Иоанн Пятый не страдал параноидальной подозрительностью своего отца, и, с лёгкостью отпускал своих дворян на учёбу в Европу, там же свои люди — православные. Обстоятельства появления магаданцев и сотрудничество Руси с ними происходили на глазах нынешнего государя Руси, и, эти непонятные люди честно исполняли свои обещания, на пользу русским людям.