– Горжусь тобой.
По возвращении из лагеря я протянула сыну красивый пакет:
– Это тебе. Подарок.
– Что это? – Сын нетерпеливо нырнул внутрь. – Фуражка?
– Да, это фуражка капитана. Я хочу, чтобы ты знал, что для меня ты всегда самый главный и самый настоящий капитан. А будешь ли ты таким, решать только тебе.
Быть капитаном сложно. Всегда найдутся люди, которые захотят поставить палки в колеса, сбросить якорь на полном ходу. И тебе придется реагировать – бороться и идти вперед или сдаться и остаться на месте.
Но иногда люди-якоря очень полезны: они проверяют силу нашего желания. Если якорь смог тебя остановить, а обманщик – сбить с пути, значит, ты не так сильно стремился к своей цели.
– Мам, быть капитаном очень тяжело. Я вот, пока был им в прошлой смене, думал – больше никогда. Все отдыхают – а ты отчет вожатым делаешь. Все играют – а ты идешь закрывать раздевалку. А когда я не стал капитаном, так расстроился, что понял: я на самом деле очень хотел.
– Супер! Видишь, как полезно иногда проиграть. Понимаешь, Дась, быть юнгой неплохо. Просто это совсем другая ответственность, чем у капитана. Капитан – самый главный, он определяет путь, но без юнги капитан не справится. Здорово, что ты все понял. Это очень важно – осознать свою роль среди сверстников, понять свое место в команде.
– Мам, а в семье кто капитан: ты или папа?
– В нашей семье два капитана – я и папа. А вы с сестрой – самые лучшие на свете юнги. Вырастешь, создашь свою семью и будешь в ней капитаном. Тем более фуражка у тебя уже есть. Полный вперед!
– Дась, кем ты будешь, когда вырастешь?
– Или пожарным, или президентом, не решил еще…
– Хм, учти, что в президентах большая конкуренция!
– Почему?
– Многие хотят стать президентом. Это как бы директор страны! Нужно каждый день принимать важные решения, мирить людей, избегать войны, обеспечивать всех работой, часто летать в командировки…
– На самолете?
– Ну конечно! Ведь президенты других стран захотят с тобой дружить.
Дася задумался: вспоминает последний полет на самолете:
– Эх, по салону не бегайте, ремни пристегните, не скачите на кресле, со столиком не играйте, мармеладки купить негде… Тогда точно пожарным буду!
Я – Ясли
Этот детский садик был виден из окна. Самое логичное, что можно было сделать, – отдать туда ребенка. Но садик государственный, бесплатный, детей много, все с соплями. Так сказала мне мама, намекая на нашу родительскую безответственность.
Работающим мамам некогда долечивать сопли своих детей, и они приводят их в группу к чужим здоровым детям, и те тоже становятся сопливыми. Круговорот соплей в природе. В частных садиках дети менее сопливы. Там родители обеспеченные, могут себе позволить не работать и долечить ребенка.
Эти аргументы я привела мужу. Он хорошо зарабатывал, и мы могли позволить себе частный детский сад. Муж считал, что сопли бывают и у детей из дорогущего сада. А еще он считал, что мой пунктик «у моего сына должно быть все самое лучшее и дорогое» – это загон, а ребенку все равно, в какой сад ходить, он этого не запомнит, потому что в любом саду к моменту поступления в школу будет уметь читать и не мочить постель. А еще многое зависит от воспитателя: в государственном саду точно опытные работают. Плюс в частный сад нужно ездить, а до этого пять минут. Очень удобно, особенно зимой.