Запись в личном блокноте: «Донесение воздушной разведки оказалось ошибочным».
Гальдер:
Обстановка:
…на фронте группы армий «Север» отход происходит в основном по плану. Южнее Грузино отмечены вклинения противника в нашу оборону.
Обстановка на левом фланге 1-го армейского корпуса пока неясна. Частично удалось отразить ряд атак противника, предпринятых из Ленинграда в районе западнее Невы. В рукопашном бою удалось отбить атаку противника, предпринятую через Неву.
Совещание с фюрером.
Фюрер подчеркивает необходимость удерживать занимаемые рубежи. <…>
22 декабря 1941 года, понедельник, 184-й день войны
Лееб:
Оценка обстановки командующим группой армий «Север»: дальнейший отход за Волхов проходил в соответствии с поставленной задачей. Все попытки противника прорваться в направлении мостовых переправ в районе Кузино и Грузино, отрезав отход нашим частям, потерпели неудачу. Причем юго-восточнее Кузино с большими для него потерями. Следует ожидать, что заключительная фаза отхода наших войск пройдет также планомерно.
Кризисная ситуация на разных участках группы армий «Центр», возможно, даст противнику повод оставить там и далее все его задействованные силы, а может быть, ввести и дополнительные резервы. Остается надеяться, что Волховский фронт так же как и участок фронта 1-го армейского корпуса и далее на восток позиции 28-го армейского корпуса, не будет атакован свежими силами противника.
• Лееб понимал, что ему не удалось бы выстоять в случае переброски советским командованием резервов с московского направления к Ленинграду.
Запись в личном блокноте: «126-я пехотная дивизия с боями отошла за Волхов. Вклинение противника в полосе обороны 121-й пехотной дивизии под Ленинградом».
Гальдер:
На фронтах групп армий «Юг» и «Север» никаких значительных событий. <…>
Лееб:
Оценка обстановки командующим группой армий «Север»: не удалось ликвидировать вклинение противника в полосу обороны 121-й пехотной дивизии. Напротив, ему удалось расширить участок прорыва. Завтра 18-я армия сконцентрирует там свои силы для нанесения контрудара. В любом случае, данная обстановка свидетельствует о слабости 18-й армии и всей группы армий «Север», которые не располагают значительными резервами для немедленного исправления ситуации.
Для получения дополнительных резервов следует продумать, не лучше ли оставить район «Бутылочного горла», занимаемый частями 28-го армейского корпуса. Тем самым можно было бы высвободить целую дивизию. Само «Бутылочное горло» утратило свое значение после того, как замерзло Ладожское озеро.[287] Из-за этого Ленинград уже не окружен настоящим кольцом.[288] Вместе с тем если мы сдадим «Бутылочное горло», то противнику существенно легче станет перебрасывать свои силы в Ленинград, равно как и осуществлять снабжение самого города, а затем и доставлять войска в Ораниенбаумский район. Крупные наступательные операции противника из этого района могут приобрести очень большое значение для развития обстановки на всем восточном направлении. С началом атак он сразу же глубоко вклинится во фланг на этом участке Восточного фронта.