И если вы не остановитесь, предельной точкой в вашем путешествии станет момент, когда не остается никаких переживаний – ни безмолвия, ни блаженства, ни ничто. Ничто не является для вас объектом, это лишь ваша субъективность. Зеркало пусто, оно ничего не отражает. Это – вы.
Даже великие путешественники по внутреннему миру застревали в прекрасных переживаниях и начинали отождествляться с этими переживаниями, полагая: «Я нашел себя». Они останавливались, не достигнув финальной стадии, где все переживания исчезают.
Как научиться наблюдать?
Ошо, можно ли научиться наблюдать? И что я должен наблюдать?
Начинать лучше с наблюдения тела, когда ты ходишь, сидишь, ложишься спать, ешь. Начинать нужно с самого простого, потому что так легче. Потом можно перейти к более тонким опытам: начать наблюдать мысли. А став экспертом в наблюдении мыслей, можно начать наблюдать чувства. Когда ты чувствуешь, что можешь наблюдать чувства, можно начинать наблюдать настроения, которые более тонки, более расплывчаты, чем чувства.
Чудо наблюдения в том, что, когда ты наблюдаешь тело, наблюдатель в тебе становится сильнее, а когда наблюдаешь чувства, он обретает еще больше силы. Когда ты наблюдаешь настроения, наблюдатель так силен, что может наблюдать себя, словно свеча темной ночью, которая освещает не только все вокруг, но и саму себя.
Найти наблюдателя во всей его чистоте – величайшее достижение в духовности, потому что наблюдатель в тебе есть сама твоя душа, твое бессмертие. Но никогда, ни на мгновение не думай: «Я его уловил», потому что в это самое мгновение ты упускаешь.
Наблюдение – вечный процесс, ты постоянно углубляешься, но никогда не приходишь к концу, где можешь сказать: «Я уловил». На самом деле, чем глубже ты идешь, тем сильнее осознаешь, что вошел в процесс, который вечен, у которого нет начала и конца.
Но люди наблюдают только других и никогда не заботятся о том, чтобы наблюдать себя. Каждый наблюдает – это самое поверхностное наблюдение, – что делает другой, что носит другой, как он выглядит. Каждый наблюдает, наблюдение не будет чем-то новым в твоей жизни. Его нужно только углубить, отозвать от окружающих и направить к твоим собственным внутренним чувствам, мыслям, настроениям – и в конце концов к самому наблюдателю.
Еврей сидит в поезде напротив священника.
– Скажите мне, ваша милость, почему вы носите воротничок задом наперед?
– Потому что я отец, – отвечает священник.
– Я тоже отец, – говорит еврей, – но не ношу воротник задом наперед.
– Ах, – говорит священник, – но ведь я отец тысячам.
– Тогда, – отвечает еврей, – может быть, вам нужно носить задом наперед не воротничок, а штаны?
Два поляка вышли на прогулку, и внезапно пошел дождь.
– Скорее, – сказал один, – открой зонт.
– Не поможет, – сказал его друг. – В нем столько дырок.
– Тогда зачем ты вообще его брал?
– Я же не знал, что пойдет дождь.
Легко смеяться над нелепыми действиями других людей, но смеялись ли вы когда-нибудь над собой? Ловили ли вы когда-нибудь на нелепости себя? Нет, вы держитесь абсолютно вне зоны собственного наблюдения, ваше наблюдение касается только других, и это ничем не помогает.