Постараемся рассмотреть структуру сюжета драматического произведения, имея в виду характер диалогов и монологов, из которых и складывается сюжет, обратившись к пьесе А.Н. Островского «Гроза». В одних случаях, таких как диалог Катерины и Варвары в первом акте пьесы и монолог Катерины «с ключом», их следует признать динамичными или движущими компонентами сюжета, ибо они становятся определенным моментом в развитии действия. Другой вариант соотношения слова и действия можно наблюдать в сценах признания Бориса самому себе о его влюбленности в Катерину или признания Катерины Варваре о ее любви к Борису, где монологи раскрывают внутреннее состояние героев и тем самым не обнаруживают явной динамики. Эпизоды, подобные тем, где Борис рассказывает Кулигину, а Катерина Варваре о своей прошлой жизни, оказываются важными прежде всего с точки зрения уяснения характеров героев, являясь предысторией событий, и служат экспозицией действия.
Продолжая разговор о сюжете, необходимо добавить, что в одних литературных произведениях, в частности в обсуждаемой пьесе А.Н. Островского, мы встречаемся с сюжетом, в котором довольно четко обозначены начало (сообщение о любви Катерины и Бориса) и коней (гибель Катерины) действия. Такие точки, или моменты, в сюжете называются завязкой и развязкой. Конечно, в сюжете любого произведения есть начало и коней действия, однако не всегда их целесообразно обозначать указанными терминами. О завязке следует говорить тогда, когда противоречия и конфликты, являющиеся источником хода событий, своего рода мотором сюжета, намечаются и завязываются на глазах читателя. Например, в «Грозе» таким источником оказывается любовь Катерины и Бориса и препятствующие ей обстоятельства.
Рассмотрим еще раз под этим углом зрения комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума». Приехавший из-за границы Чацкий неожиданно для себя замечает, что Софья не рада ему, что у нее есть какая-то тайна, которая определяет ее поступки. Пытаясь понять причины ее поведения и оказываясь в доме Фамусова, он встречается с его домочадцами и гостями, в результате чего возникает цепочка эпизодов. Развязка наступает тогда, когда и Чацкий, и Фамусов узнают, в чем тайна Софьи и какие взаимоотношения сложились в доме.
В этой пьесе есть и другое противоречие – антипатия к Чацкому не только со стороны Софьи, но и других персонажей и неприязнь к ним Чацкого не по личным, а идейно-нравственным мотивам, которое усиливает и ускоряет столкновение Софьи и Чацкого, позволяя ей привлечь к нему настороженное внимание своих гостей и назвать его сумасшедшим. Однако это противоречие, в отличие от приведенного выше, не имеет развязки в пьесе, оно лишь провоцирует ухудшение отношений героев. Развязка заключается в обнажении личных отношений Софьи, Фамусова, Молчалина и Лизы, открывающихся взору Чацкого, который слышит последний разговор Лизы, Молчалина и Софьи, произносит завершающий монолог и покидает дом Фамусова.
Возьмем третий случай и обнаружим, что начало и конец действия не всегда становятся завязкой и развязкой. Так, в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад» ожидание приезда Раневской и даже извещение Лопахина о продаже ее имения вряд ли стоит называть завязкой. По словам самой Раневской, она вернулась в Россию из-за неудач в личной жизни, тоски по дочери и скверного настроения. Она не в силах принять реальное участие даже в спасении усадьбы, да и не очень озабочена этим. Наибольшие перемены в случае продажи имения грозят Варе и Фирсу, которые живут в барском доме. Остальные, как можно предположить, покинут дом, не ощутив резких перемен в своей судьбе и не испытав особо отрицательных эмоций от расставания друг с другом. Развязкой же можно считать общее эмоциональное настроение, связанное с тем, что исчезаете лица земли вишневый сад как некая историко-культурная ценность, которую некому сейчас спасти. Не исключено, что зрители или читатели ощущают это даже сильнее самих участников сценического действия.