×
Traktatov.net » По ту сторону жизни » Читать онлайн
Страница 48 из 144 Настройки

Такие дела…

* * *

Сидит Берия, на фото смотрит. Мутное фото и тёмное, ничего на нем не разобрать – фигура в форме и лицо пятном светлым.

– Вы что, получше сфотографировать не могли?

– Никак нет. «Погон» вечером фотографировал из кармана. Он и так сильно рисковал.

– Рисковал-рисковал. Рисковали на фронте, а этот на дачах обитает, усиленный паек лопает – не жизнь, а малина. Вы что, не могли ему фотоаппарат хороший дать?

– Это хороший фотоаппарат, трофейный.

– Ни черта же не разобрать! Когда гость приходил?

– Три дня назад, в двадцать один ноль пять. Был двадцать четыре минуты.

К самым глазам приблизил Лаврентий Павлович фотографию, в фигуру всматриваясь. «Нет, не разобрать» – отбросил раздражённо на стол.

– Отдайте плёнку экспертам, или корреспондентам, или еще кому. Пусть что хотят делают, но чтобы лицо видно было. И фотоаппарат подберите получше. Самый лучший подберите! Нужен мне этот человечек. Сильно нужен!

* * *

– Здравствуй, Нугзар, здравствуй, дорогой.

– Здравствуйте, дядя Иосиф.

– Как тебе в Москве живётся, не скучаешь по горам?

– Нет. Тут интересно, учусь я, друзей много…

Слушает товарищ Сталин, кивает. Такая она Москва – удивит, подхватит, закрутит. Что горы? Красиво – вершины, ущелья, быстрые реки, но людей мало и все всех знают. А в Москве, да в университете – тысячи, со всех краёв страны, все молодые, весёлые. И девушки – одна другой краше. Как тут у парня голова не закружится?

– Это хорошо, это правильно, что у тебя много новых друзей. Вот об этом я и хотел с тобой поговорить. Есть друзья, которым ты веришь?

– Конечно, есть, дядя Иосиф – я всем верю!

– Нет, не правильно говоришь – всем верить нельзя. Молод ты еще, не опытен. Разные люди бывают, один, смотришь, весел, дружелюбен, а нутро гнилое. Ты присмотрись к каждому, ты таких выбирай, которые не из Москвы и Ленинграда, которые издалека приехали, которые не избалованы. Эти верными друзьями будут. Помочь тебе смогут.

– В чём, дядя Иосиф?

– В просьбе моей. Ты ведь не откажешься помочь товарищу Сталину?

– Ну что вы, дядя Иосиф. Конечно! Я для вас всё сделаю, если надо жизни не пожалею!

Улыбается товарищ Сталин.

– Зачем мне твоя жизнь, Нугзар? Тебе учиться надо, жениться, детей растить. Не война теперь. Просьба моя маленькая будет, но важная. Я тебе письма давать буду, а ты их другу своему передавать.

– Зачем ему эти письма? – не понял, растерялся Нугзар.

– Ему незачем, – смеётся товарищ Сталин. – К нему человек приходить будет и письма эти забирать, или он сам на почту пойдёт и пошлёт по адресу одному до востребования. А если оттуда письмо придёт, он его получит, тебе даст, а ты мне принесёшь.

– Так давайте я сам посылать письма буду! – радостно предложил Нугзар.

Посерьёзнел товарищ Сталин.

– Нет, Нугзар, так нельзя. Письма эти личные, их никто видеть не должен. Совсем никто! Увидят, спросят, кому товарищ Сталин пишет, зачем пишет, вопросы задавать начнут. Что ты на это ответишь?

– Я никому ничего не скажу, дядя Иосиф. Клянусь!

– Конечно, не скажешь, Нугзар, я тебе верю. Но зачем тебе знать того, кто за письмом придёт? Не надо знать. И друг твой не должен знать от кого письмо – просто отдаст его и всё. Не скажешь?