×
Traktatov.net » Лечение алкоголизма » Читать онлайн
Страница 96 из 119 Настройки

Мэтью, которому сейчас сорок пять, вырос в зажиточной рабочей семье, где отец был суровым блюстителем дисциплины, а бремя семейных эмоциональных стрессов несла на себе мать. К двадцати годам Мэтью уже был заядлым пьяницей, затем вступил в общество «Анонимных алкоголиков» и на сегодняшний день является трезвенником. Однако он обнаружил, что не способен поддерживать контакт со своими чувствами, за исключением периодических вспышек ханжеского возмущения. Как полицейского его ценят за хладнокровие в напряженных ситуациях. На службе, в тех случаях, когда другие выходят из себя, он оказывается способным понять и оказать внимание и психологическую поддержку, хотя в такие минуты не испытывает практически никаких чувств. Дома, следуя примеру своего отца, он является строгим блюстителем порядка, которого боятся и уважают жена и дети. По воскресеньям Мэтью развлекается полицейскими сериалами, а в будние дни, свободные от дежурств, в основном смотрит по телевизору религиозные и спортивные каналы, но избегает выпусков новостей, которые, с его точки зрения, безнадежно попустительски настроены. По дороге на работу и домой он слушает по радио ток-шоу и является страстным поклонником сторонника правых радиоведущего Раша Лимбо[2].

Таковы лишь два примера эмоциональной безграмотности и эмоциональных дисфункций; в одном случае — человек, потерявший контроль над собой, в другом — чрезмерно ригидный.

Шкала Эмоциональной Осознанности

А теперь позвольте мне ввести шкалу эмоциональной грамотности, чтобы проиллюстрировать эту концепцию. На рис. 2 представлен гипотетический континуум между двумя крайними, не встречающимися в реальной жизни состояниями; от 0 до 100% эмоциональной осознанности.


Рис. 2. Шкала Эмоциональной Осознанности


Сырой, не прирученный и необъезженный, врожденный эмоциональный опыт, вероятно, является недифференцированным и хаотичным; от этого состояния в процессе эмоционального развития индивид может либо регрессировать в бесчувственное состояние, либо эволюционировать к осознанности и эмоциональной грамотности. Поместив эмоциональный хаос приблизительно в середине шкалы, я ввожу дополнительные точки континуума: Физические ощущения и Бесчувственность ниже вербального барьера, а также Дифференциацию, Причинность, Эмпатию и Интерактивность выше этой линии.

Бесчувственность

В этом состоянии онемения и анестезии, даже находясь под воздействием сильных эмоций, индивид не способен испытывать ничего, что он мог бы назвать чувствами. Однако окружающие могут не только видеть эти интенсивные эмоциональные проявления (начиная от мимики лица до изменения пигментации кожи), но и в буквальном смысле чувствовать их. Если спросить такого человека, как он себя чувствует, он, вероятно, окажется поставленным в тупик или сообщит о том, что испытывает лишь холод и онемение. Эмоции такого человека в буквальном смысле заморожены и недоступны для осознания, а сам он чувствует лишь эмоциональную пустоту, хотя и может находиться под воздействием сильных эмоций. Изредка, как правило, находясь под влиянием алкоголя или другого наркотического препарата, его наиболее сильная эмоция бесконтрольно выплескивается наружу в виде короткой острой вспышки, которая быстро снова сменяется состоянием анестезии.