«Жена ушла от меня к женщине после 23 лет брака. Я, конечно, замечал, что у них тесная дружба. Ну, дружат и дружат. А потом на тебе. Приходит: она решила, они с Викой будут жить вдвоем. Ты че, говорю, — лесба? Не, ну как так? Она что, притворялась, что ли? Все отговаривали. Сын не знает, как реагировать. Родители ей говорили, спрашивали, как людям в глаза смотреть — не помогает».
«Была бы она мужчиной, я бы ей просто морду набил. А теперь что делать?» — спрашивают те, в ком столкнулись две идеи: «любовнику-обидчику надо бить морду» и «женщин бить нельзя». И это не последняя сложность, с которой сталкиваются патриархальные «традиционные» мужчины, чьи женщины ушли к женщинам. Когда тебе изменяют с собратом по гендеру, это вызов, это брошенная перчатка, можно принять этот бой и сражаться с соперником за даму сердца или просто выместить на нем свою реакцию. Причем сама идея «наказать обидчика» за то, что увел — отголосок той самой идеи, что женщина — твоя собственность. Ее кто-то украл, вошел в твой сераль, нарушил границы твоей территории — он должен за это ответить. Здесь речь не о женщине, не об отношениях, а о пострадавшей «мужской чести». Про то, что кто-то «нагнул» тебя на условной патриархальной иерархической лестнице. Всякие скабрезные шутки вроде «Когда я кого-то — мы кого-то, а когда ее кто-то, нас кто-то» — про это. Когда тебе изменяют с женщиной, ты уже не можешь спрятаться от факта, что тебя просто не хотят. Сама система иерархии трещит и ломается, лестница складывается прямо под тобой и больше не может служить опорой. Ведь согласно ей, женщины находятся где-то сильно ниже мужчин. А вот только что женщина тебя обогнала, «уведя» у тебя любимую, — то есть встроилась в твою иерархию и стала тебе конкурентом. Тут либо признать, что женщины — лучшие мужчины, либо, что ты иерархически ниже любой женщины. И то, и другое для патриархального мужчины, чья идентичность строится на том, что он главный — дело неслыханное. И часто вызывает непонимание, страх и беспомощность. Которые тут же маскируются гневом.
Если убрать социальные предрассудки, то особой разницы в том, с человеком какого пола вам изменили — нет. Вам ведь изменяли не с каким-то набором гениталий, а с человеком.
Самое главное — интимность
Честно сказать, ответить на вопрос, возможна ли профилактика супружеской или партнерской измены, можно и по-другому. Эту профилактику можно обозначить всего одним словом: интимность.
Интимность — ключ ко всему. Мы начинаем с идеализации партнера. Мы влюблены, мы особенные друг для друга, мы вдвоем, пусть весь мир подождет. Через какое-то время наступает «приземление», иллюзии рассеиваются, мы узнаем разные стороны друг друга — не все приятные. Мы знакомимся получше и в чем-то даже разочаровываемся.