Кстати, распустите отдел по обучению персонала. Эти няньки корпоративного детского сада могут любое дело превратить в имитацию работы.
ДЕНЬГИ РУКОВОДСТВА. Лучший начальник (если вы такого найдете) – тот, кто благодаря собственным усилиям накопил достаточно денег (более $1 000 000 после налогообложения) на случай, если ему придется уволиться, когда на него «сверху» будут оказывать давление в направлении, которое он считает неверным. Он управляет компанией как собственник.
Если же кому-то огромные деньги достаются по наследству (более $5 000 000) – это беда. Это источник явной опасности. Когда денег непомерное количество, у папочки появляется соблазн купить сыночку крупную корпорацию. Может быть, это не так уж и плохо, поскольку работа на этого сыночка из каждого делает «непризнанного гения». Но в любом случае это несправедливо. Например, Эдгар Бронфман, возможно, прекрасный руководитель Seagrams. Этого никто никогда не узнает.
Крупное семейное состояние гарантирует главе компании две пожизненные проблемы.
1. Куча прислужников всегда будет искажать его видение реальности, и у него разовьется хроническая корпоративная близорукость.
2. Вечно недовольные нерадивые исполнители могут придержать важные сведения, которые руководителю необходимо получать от рядовых сотрудников.
Мораль: Если вашу компанию купили для сынка, не спешите увольняться. Если ему повезет, очень скоро он вылетит из своего кресла, и на его месте окажется какой-нибудь гений (почему бы не вы?).
ГЛУБОКОМЫСЛИЕ ПУСТОЙ БОЛТОВНИ. Пожалейте бедного продавца. Ведь у него нет ничего, кроме таланта и вашего товара, и ему каждый раз приходится писать отчет о продажах. А если он его не напишет, то должен объяснить почему. Именно в таких случаях худшие продавцы становятся лучшими специалистами по редизайну товаров. Каждый продавец слышит с утра до вечера: «Мы бы купили ваш товар, если бы он был:
а) немного другой формы, или
б) переделан, или
в) выкрашен в голубой цвет, или
г) если бы у него была какая-то дополнительная функция. (В большинстве случаев все это не соответствует истине: просто покупателю легче отказаться от покупки именно таким образом.)
Так что, когда несчастный продавец составляет свой отчет о нулевых продажах, ему приходится поступать следующим образом: либо признавать, что он как продавец никуда не годится, либо придумывать оправдания: «Вся проблема в дизайне товара…»
В качестве редизайнеров товаров вице-президенты по маркетингу вдвое опаснее продавцов. Это вторая причина, по которой компании лучше не иметь вице-президента по маркетингу вообще (первую причину см. «Маркетинг»). Они говорят на языке Гарвардской школы бизнеса. Это своеобразный жаргон из красивых выражений типа «прибыль на единицу продукции» и «итоговая окупаемость». Эти словечки придают пустой болтовне видимость смысла. Что еще хуже, маркетологи любят обедать с медийными супермаркетологами, которые пишут глупейшие статьи в отраслевых журналах и газетах. В результате ваш вице-президент по маркетингу может нахвататься таких бредовых идей, что сумеет развалить Общий рынок, не говоря уже о вашей несчастной маленькой компании.