×
Traktatov.net » Азовская альтернатива » Читать онлайн
Страница 82 из 250 Настройки

— Дак их же крымский хан в Крым, к себе свёл! — удивился Татаринов.

— Что, Сальские степи сейчас свободны?

— Ну, шастают там, конечно, разные людишки, но татар сейчас там нет.

— Так это же прекрасно! Только вот, удержать их пустыми казакам долго не удастся. А значит, нужно там подселить кого-то другого, не татар. Иначе, если не ногаи вернутся, то новые татары из азиатских степей набегут.

— Кого же? — интерес к этому, тоже животрепещущему вопросу, был не намного меньше, чем к вопросу о власти.

— Того, кто, с нашей помощью, сможет эти степи за собой удержать.

— Черкесам? Царю? Калмыкам?

— Черкесы, к сожалению, для нас, уже, насколько мне известно, приняли ислам, союзниками они будут, особенно при столкновениях с турками, ненадёжными.

— Не все черкесы перекинулись в муслимство! — возразил какой-то кавказского вида запорожец.

— Знаю, что не все, но большинство. Черкес христиан для удержания за собой степи не хватит. Далее, царь свои украины от татарских набегов оборонить не может, до Сальской степи ему из Москвы не дотянутся сейчас. Да и нужны ли вам под боком помещики?

В который раз Аркадию удалось добиться казачьего единодушия. «Нет!» казаки сказали дружным хором. Будто тренировались.

— Стало быть, единственный приемлемый для нас выход, приглашать калмыков.

— Да они ещё злее и звероватее татар будут! — возразил Потап, младший из братьев Петровых. — Ногаи, вон говорят, что они сырым мясом питаются и человеченкой не брезгуют.

— Говорят, что кур доят, только верить этому не стоит. Калмыки — человечину точно не едят. Что на вид они тебе могут не нравиться, так тебе с их нойонами не в постели спать. Перетерпишь. Главное, они буддисты, это вера такая, призывающая к смирению, любви к ближнему. Для султана они — идолопоклонники, враги хуже вас, ему давно допекающих. С султаном у них мира надолго точно не случится. Значит, нравится это будет им, или нет, жизнь вынудит их быть верными нам. Хорошо и то, что раз они не православные, то на анафему, например, московского патриарха, они спокойно наплюют.

Здесь поучательное счастье Аркадия закончилось. Спор между казаками по поводу Сальских степей разгорелся нешуточный. О нём на короткое время даже забыли. Опять подняли голову сторонники черкесов. Не случайно столицу донских казаков Черкесском звали, а запорожцев — черкасами. Немалая часть казаков жаждала подгрести их себе, да не знала как. Были сторонники и у ногаев. Некоторые казаки считали, что старый, хорошо проверенный враг лучше, чем новый, неведомый.

Осуждение этого, по мнению Аркадия не самого важного вопроса, заняло больше часа. Он успел и что-то укрепляющее от характерников выпить, расслабившись посидеть. Переорать атаманов с их закалёнными в спорах глотками он не пытался. Васюринский и Татаринов, с которыми обговаривались тезисы его речи, посчитали, что переселение калмыков не без затруднений, но утвердят. И казаки, выплеснув море эмоций, дали добро на переселение калмыков в Сальские степи.

Аркадий вернулся к разговору о власти, но, будто наткнулся на бетонный забор. Старшина выслушала его рекомендации по организации постоянно действующих, верховного совета и советов местных, предложил подумать на будущее о правах для крестьян и торговцев, которые будут жить в их державе в будущем.