Последнее слово я умышленно взял в кавычки. В августе прошлого года у деревни Кашовка, где мы обычно рыбачим, в реке погибло все живое. Такого природного катаклизма не мог вспомнить ни один старожил.
Оказалось, что под воздействием солнечного тепла стала разлагаться водная растительность. «Процесс гниения проходил с поглощением кислорода», – пояснили по «телеку» местные санэпидемиологи. Рыба попыталась уйти на ямы, но лето выдалось жарким и вода прогрелась до самого дна. Сначала – окуни, плотва, а за ними – щуки, налимы стаями поперли на мель; следом поползли раки. Но… Никто из губителей природы тогда не сел в тюрьму, никого даже не оштрафовали! Хотя ущерб окружающей среде был нанесен колоссальный. А вот если б «браконьерам» вовремя разрешили тягать свои кловни, неводы, бредни – глядишь, и очистилось бы речка от лишней растительности.
Обо всём этом мне рассказал в дороге сидевший спереди Андрей. Каждую свою фразу он запивал недавно возрождённым луцким пивом «Земан», целый арсенал которого был заготовлен ещё с вечера. Полные бутылки весело позвякивали в пластмассовом ящике на задней сидушке, но с каждым километром звуки становились всё слабее и слабее – пустая тара просто вылетала «за борт». Как оказалось, младший из нас – Олег – ни в чём не уступал братьям по скорости поглощения пенящегося напитка. Правда, он делал это молча…
Скорее бы местечко под названием Голобы! Там съедем с автострады, и я тоже приложусь к горлышку… Голова после вчерашнего гудит немилосердно.
А, помнится, в былые годы мы ездили на рыбалку вдвоем с Ленкой. Она загорала на берегу, а я шарил по норам и бросал добытых раков прямо ей на спину. Визгу было – немерено! Нет, всё кончено. У неё – семья, муж и наверняка новый любовник. Может быть, даже не один… Пускай и пудрит им мозги…
Наконец поворот.
– Братан, подай пивка!
Олег, как всегда, молча протягивает бутылку.
– Ну-ка, откупорь, – прошу Андрея и резко бросаю руль вправо, сознательно не включая «поворотник».
Сзади раздаётся визг тормозов. Это водитель «ауди», преследовавшей нас чуть ли не от самого Луцка, не успевает вовремя совершить нужный маневр. Именно для него предназначались мои «зигзаги». Неужели «хвост»?
Останавливаю машину. Выхожу на дорогу. Жадно глотаю пиво прямо из горлышка бутылки и внимательно вглядываюсь в салон пролетающего мимо автомобиля. Через лобовое стекло можно кое-как разглядеть лишь лицо водителя. Остальных пассажиров, разместившихся на заднем сиденье, надежно скрывают тонированные боковые стекла. Если они нас «пасут» – мы скоро выясним это. Впереди – перекресток. Прямо – асфальт на Велицк, налево – «булыга» на Мельницу[40]. Пусть попробуют своей каракатицей угнаться за нами по ямам и ухабам!
…«Ауди» стояла на обочине у развилки двух дорог. Какой-то мужчина наклонился и делал вид, что меняет колесо. Точнее, уже поменял и теперь закручивает гайки. В салоне угадывались ещё чьи-то силуэты. «Эй, ребята, нам в Мельницу. А вам?!»
В Кашовку лучше ехать прямо, по асфальту, но я поворачиваю налево. Преследователи тоже срываются с места. И напрасно! По булыжнику «Калина» легко идет под сотню. Иномарка с низкой посадкой попыталась было подхватить предложенный темп, но ввалилась передней подвеской в первую же яму и заглохла.