Чак Паланик. Бойцовский клуб
Восстановим наши остаточные знания по теории капитализма: количество спроса (в деньгах) постоянно догоняет количество предложения, а оно, в свою очередь, постоянно растет из-за научно-технического прогресса (НТП). И для того чтобы окупить НТП, нужно «дать» денег потребителям. Занимается этим самым «даванием» Федеральная резервная система США[1] (или Центральный банк США).
Огромные средства тратились на обеспечение «доступных» потребительских кредитов. Выходило так: ты еще «никто и звать тебя никак», ничего не заработал, но у тебя уже есть дом, машина, куча кредитных карточек и кредитная линия в банке. И выдавать такие астрономические суммы (помножьте на население Америки) можно было только за счет неограниченного и необеспеченного выпуска доллара.
Итак, под предлогом преодоления кризиса (опять он) ФРС объявила дефолт по доллару, заявив, что он больше не обеспечен золотом. И, радостно потирая руки, начала бесконтрольное его штампование. В последние 30 с лишним лет количество бумажных долларов все возрастало, многократно превосходя реальный объем товара в мире, что дало США возможность в течение этого времени жить не по средствам, а, по сути, за счет всего остального мира.
Но платить по счетам когда-нибудь придется. Что, собственно, мы сейчас и наблюдаем. К сожалению, наблюдаем не со стороны, а как вполне полноправные (хотя, скорее, полностью бесправные!) и кровно заинтересованные участники.
Другая причина «из главных» – лопнувший пузырь необеспеченной ипотеки. (Как обычно, виноват «квартирный вопрос», который теперь испортил еще и американцев.)
С 2001 по 2005 год в США рос спрос на недвижимость. В принципе, все вполне логично. Если ты покупаешь квартиру или дом в период роста цен, то тем самым достаточно выгодно вкладываешь средства. Соответственно, в это время в США начали бодро выдавать так называемые subprime (нестандартные) кредиты. Требования к берущему кредит человеку были снижены донельзя по причине базового предположения кредиторов, что если он вовремя (да и вообще) долг не отдаст, жилье можно будет отобрать, продать и заработать на выросших за этот период ценах. При этом сама покупаемая в кредит недвижимость выступала залогом.
Организации, выдающие подобные кредиты, росли как грибы. Но тут произошло страшное… Рынок насытился, и следующее поколение не захотело покупать квартиры по установленной цене. Как отреагировала рыночная экономика? Как обычно – цены мгновенно начали падать. И что получилось: конечная стоимость квартиры или дома оказалась намного меньше суммы первоначального кредита. И если человек не мог отдать кредит, фирма забирала дом, но, даже продав его (что сейчас практически невозможно), получала сумму, в два-три раза меньшую исходной.
Если бы таких случаев было немного, ничего страшного бы не произошло. Но американский рынок огромен, в кредит живут практически все. Разумеется, началась паника. И посыпался ипотечный карточный домик, погребая под собой как неудачливых кредиторов, так и обладателей тех самых кредитов.