Сам Кутайсов, подобно Григорию Орлову, не сделал совершенно ничего полезного для Отечества. Но его второй сын Александр стал одним из героев Отечественной войны 1812 года. Одним из тех, о ком Марина Цветаева столетие спустя напишет в стихотворении «Генералам двенадцатого года»:
Пусть и отклоняясь от главной темы книги, стоит подробнее рассказать об Александре Ивановиче Кутайсове – хотя бы потому, что он оказался среди тех «героев двенадцатого года», кто несправедливо забыт.
Родился в 1784 году. Десяти лет от роду «поступил» на службу вице-вахмистром в престижнейшей лейб-гвардии Конногвардейский полк. Кавычки поставлены не зря: в то время практически все, кто только имел должные связи, старались «записать» детей на службу в какой-нибудь гвардейский полк. К тому времени, когда отпрыск достигал возраста, когда на службу можно было идти реально, он уже имел немалую выслугу лет и офицерские чины, так что начинать можно было не только с поручиков или капитанов, в иных случаях и с майоров. Известна парочка примеров, когда подобные «служаки», не дожив и до тридцати, толком и не послужив, уходили в отставку в генеральском чине – если судить по бумагам, выслуга немалая, в званиях росли быстро…
Нужно признать, что всемогущий фаворит вел себя еще относительно скромно: находились вельможные штукари (да и не особенно вельможные), которые ухитрялись «записывать в полк» не только новорожденных, но и… неродившихся! Иногда и это прокатывало, иногда случалась легкая конфузия – когда рождалась девочка. Ну, не особенно сгорая от стыда, ждали рождения мальчика и определяли его «в службу»…
На реальную службу Кутайсов-младший поступает в двенадцать – сержант Преображенского полка, в тот же день переведен в капитаны Великолуцкого полка, вскоре назначен обер-провиантмейстером к будущему победителю Наполеона Кутузову (тогда еще генерал-поручику), а два года спустя, в четырнадцать, становится уже генерал-лейтенант-провиантмейстером (военное интендантство). Служба в столь юном возрасте – нередкий случай у дворян в те времена (особенно в XVIII веке), но все же столь феерический взлет карьеры – даже по тем временам случай исключительный. Без отца тут просто не могло обойтись, и есть у меня сильное подозрение, что Кутайсов-старший не случайно пробил сыну именно такое местечко – золотое дно для нечистого на руку человека. И наверняка «старшие товарищи» очень быстро объяснили юному сослуживцу, что к чему, – иначе и быть не могло: должность ключевая, необходимо, чтобы занимавший ее человек встроился очень быстро в сложившуюся систему воровства и казнокрадства.
Однако уже в 1799 году карьера Кутайсова делает неожиданный и резкий поворот, и, сильные подозрения, отца отнюдь не устраивавший. Произведен в полковники лейб-гвардии Артиллерийского батальона, назначен адъютантом к выдающему военному деятелю графу Аракчееву. Под его руководством прекрасно ознакомился с артиллерийским делом. В 1803 году зачислен во 2-й армейский артиллерийский полк, явно собственными усилиями. В 1805 году произведен в генерал-майоры – несомненно, уже без помощи отца, к тому времени отстраненного от всех государственных дел и утратившего прежние связи (кому он теперь был нужен?).