– Ничего себе у него лоция выходит! – с какой-то даже завистью заметил шкипер. – Килограмма на три потянет на выходе, пока до места доберёмся.
– Зато не глюканёт, – тут же вклинился Сёма, только вчера переустановивший и настроивший систему на ноутбуке.
Видел я такое переплетение в каком-то этнографическом музее, уже не помню, где именно. Экскурсовод охотно пояснял, показывал – ничего не понял, думаю, что это вторая по сложности головоломка после греческого алфавита.
Годо уже сдружился с боцманом, Мишка даже словарь начал составлять.
Визит на борт наших ребятишек под чутким руководством загоревшей и помолодевшей Галины Ивановны – обязательный момент каждого прихода судна в порт. Встречают их все. И каждый раз, натыкаясь взглядом на немой вопрос детских глаз: «Найден ли путь домой, дядя Герман?», я виновато поджимаю плечи.
Этот Главный Вопрос есть и у членов экипажа, но они в курсе и в теме. С ними легче.
Первым делом поросль всегда забирает к себе Альфия Ишмухаметова, которая после приветствия, словно наседка, ведёт группу в судовой ресторан и там от пуза кормит их всякими вкусностями. Потом Нина проводит короткий медосмотр, проверяя, не появилось ли у подопечных опасных царапин, тревожных симптомов. У всех есть что рассказать или что показать нашему молодняку. Я тоже участвую – финансово: надо подкинуть денежной мелочи, дело молодое, юным хочется чего-нибудь купить, сходить в кафешку.
Пока Котова профессиональным вниманием мучила молодых пациентов, соскучившаяся Галина Ивановна, поднявшись в ходовую рубку, с ходу затараторила звонким голосом, с завидной скоростью рассказывая нам с капитаном о всех важных и не очень городских происшествиях, новостях русской общины, а также о ходе обучения паствы. Вот балаболка! Отвыкли… Однако прерывать её не следует, это наш лучший разведчик. Всё знает.
– Хочу ввести в расписание занятий элементы краеведения! – с гордостью поведала она. – Наладить научную и исследовательскую работу, защиту рефератов. Масса неизученного материала! В окрестностях, говорят, есть какие-то каменные развалины, туда непременно нужно организовать туристический поход!
– Упаси вас господи! – взвился я. – Никаких развалин, никаких походов в джунгли! Вы себе не представляете, сколько там неприятных сюрпризов. Максимум, что можно, так это поездки в горы, на добычные предприятия. Для общего развития.
А исследовать вокруг есть что, да только не силами детворы. Вопросов тьма!
Меня смущает толщина стен найденного замка-форпоста, построенного в доогнестрельную эпоху. Стиль нормандский, а не азиатский. Нет бойниц подошвенного боя, бойницы – вертикальные прорези – заточены под лук, с появлением аркебуз они стали горизонтальными. Под орудия бойниц вообще нет. По земной хронологии это примерно 1325–1350 годы центра Европы. В среднем толщина стен виденных мной замков – три, три с половиной метра, бывает и покруче, но редко. В Дувре есть стена в четыре метра… С появлением артиллерии замки сильно потеряли в качестве оборонительных функций, толщина стен стала уменьшаться, и постепенно суровые цитадели заменились изящными дворцами.