×
Traktatov.net » Проверка боем » Читать онлайн
Страница 118 из 147 Настройки

– Почто ты нас на юг толкаешь, боярин? – Недоверчивый Степан показал на острова, обозначенные на карте, прижимавшиеся к побережью материка и Сахалина на севере и востоке. – Острова эти ближе, поди, богаче. На север мы тоже узнавали, никого там нет, а места пушниной богатые.

– Потому и толкаю, – усмехнулся Лютов, – что вы, господа казаки, до края земли русской дошли, а не остались в Тобольске ясак собирать. На севере и островах ближних – на Шантарских, Сахалине и Курилах, – считай, задний двор Руси уже начался. Чужаки туда не доберутся, пока через вас не перепрыгнут, а вы их не пустите, как я уверен. На севере пушнину через десяток лет будут возами вывозить в Тобольск и Москву, так вы же не торговцы? Племена там малочисленные, и под руку Москвы их легко без вас приведут, простые купцы управятся, заслуги в том не будет. Зато на юге есть возможность еще пределы Руси расширить, закрепиться прочно, чтобы боялись ханьцы и корейцы, да земли их пограничные под руку свою забрать. Да, там придется воевать, у Кореи и Маньчжурии есть свои армии, хотя и слабые против вас. Там тепло, крестьяне корейские по два урожая снимают с полей, народа там живет в сто раз больше, чем в устье Амура. Там есть настоящие города, с богатыми купцами и ремесленниками, хабар выйдет едва ли не богаче, чем в Персии и Турции.

Там не просто юг, там земли богаты людьми и товарами, не меха с рыбой ясаком возьмете, а ткани шелковые, пряности и фарфор китайский. Этот фарфор в Москве дороже любой пушнины ценится, а в Европе дикой его совсем не знают. Народ в тех краях робкий и добрый, да работящий, не хуже уральских мастеров. Они вам построят корабли, на которых можно тот же Китай грабить не хуже, чем Критская Сечь турок чистит. – Лютов вспомнил рекомендации наместника Петра и добавил последнюю каплю: – Тут можно такое дальневосточное казачество организовать, весь Дон к вам переберется. Это вам не у башкир и ногайцев отары овечьи красть, тут можно золотые дворцы с дувана выстроить каждому казаку. И за Русь постоять, ее пределы расширить, царскую благодарность получить. А будет царево недовольство, так сюда ни один стрелецкий полк не доберется: сами знаете, какова дороженька.

– Сладкие речи говоришь, боярин, – буркнул недоверчивый Дума, теряя последние сомнения.

Капитаны русских кораблей по знаку Лютова достали из кожаных саквояжей и выложили на стол книжку и сверток с образцами китайских товаров. На столешницу легли жемчужные украшения, шелковый лоскут, мешочки с чаем, рисом и пряностями, фарфоровая чайная пара, четки из сандалового дерева и слоновой кости, другая драгоценная мелочь.

– В книге описание портов Аннама, Китая, Кореи, куда мы заходили, их расположение, основные товары, охрана и богатые припортовые склады, – цинично кивнул Федор Лютов. – Мало вас пока, господа казаки, очень мало. Потому и показываем то, что вполне по силам, на большее сами замахивайтесь, без нас. Так вот, к этому месту южного побережья необходимо выйти в первую очередь потому, что неподалеку исток реки Сунгари. Ее, эту реку Сунгари, надо нам с вами, господа казаки, сделать пограничной рекой между ханьцами и Московской Русью. Вот отсюда до впадения в Амур и дальше по Амуру вверх по течению мы предлагаем провести границу между русскими владениями и маньчжурскими. Пока не накопите сил, дай бог удержать такие границы, войдете в силу – хоть весь Китай под себя берите. Земли под вашей рукой окажутся маньчжурские, они сейчас на юге с ханьцами воюют. Сможете воспользоваться этим – удержите огромные земли, богатые и малонаселенные. Как вы станете границу по реке Сунгари держать, не знаю, вы тут опытнее меня. Мы обещаем помогать оружием и боеприпасами, Петербург будет каждый год караван кораблей присылать для вас и нас. Но придется за оружие и боеприпасы платить – красной икрой, рыбой, мехами, рыбьим зубом, трофеями.