Ты же сначала ищешь, для чего тебе петь. Есть ли кто-нибудь, кто это оценит? Получишь ли ты за это какую-то награду, в явной или скрытой форме? Но тогда ты не певец, а бизнесмен. Если ты танцуешь для того, чтобы это кто-то увидел, если тебе нужна реакция зрителей, их аплодисменты, тогда ты не танцор. Танцор просто танцует. Он может танцевать в одиночестве, когда никто этого не видит. Певец может петь в одиночестве. Сама деятельность является такой большой наградой, что нет необходимости искать какую-то другую цель.
Ты существуешь для себя самого. Твой вопрос говорит о том, что ты смотришь на жизнь из головы. Голова ориентирована на цель, а сердце – нет. Твой вопрос говорит о том, что ты хотел бы стать вещью, товаром, который продается на рынке.
Когда любит проститутка, это не любовь, а товар на рынке. Но когда любишь ты, это не товар; это энергия, которая тебя переполняет. Ты делишься с кем-то своим счастьем, своим блаженством. Тебе хорошо с другим человеком, ты чувствуешь некую гармонию. Ты чувствуешь с ним единение. Эта энергия сама по себе имеет ценность, внутреннюю ценность, снаружи никакой цели нет. Она никуда не ведет, только к себе самой.
Это необходимо понять. Все прекрасное, что есть в жизни, имеет внутреннюю ценность. А все обычное ориентировано на какую-то цель.
Люди постоянно спрашивают, для чего Бог создал мир. «Зачем он его сотворил?» Они думают, что Бог – это какой-то производитель. Зачем? Для чего он создал мир? Ни для чего – все объяснения, которые существуют – откровенная ерунда. Он создал мир, потому что ему это нравилось. Радость – в самом созидании. Он любил творить, он был счастлив созидать.
В христианстве говорится, что, сотворив мир, Бог посмотрел на свое творение и сказал: «Хорошо!» Кому он это сказал? Ведь больше никого не было. Он сказал «хорошо» самому себе. Он наслаждался этим, его охватила огромная радость. Он сотворил мир, и ему это понравилось. Так же как художник, написав картину, отходит на несколько шагов назад, смотрит на нее под одним углом, под другим, и чувствует себя счастливым, невероятно счастливым. И дело не в том, что картина принесет ему много денег – возможно, вообще не принесет.
Один из величайших художников, Винсент ван Гог, жил в нищете, так как не мог продать ни одной картины. И не просто не мог: его всюду осуждали, называли сумасшедшим. Кто бы стал покупать такие картины? Они ничего не стоили.
Сейчас каждая его картина стоит миллионы долларов, а в то время их никто не желал покупать. Он раздавал свои картины друзьям, но даже они боялись вешать их у себя дома, чтобы люди не подумали, что они сошли с ума. Так он и не продал ни одной картины за всю жизнь.
Его родной брат, Тео ван Гог, очень за него беспокоился. Будучи деловым человеком, он не понимал, как можно продолжать писать картины, если они не продаются. Однажды он подговорил своего друга: дал ему денег и попросил пойти к Винсенту и купить хотя бы одну картину. Для художника это была бы радость.
Друг отправился к Винсенту ван Гогу, но, разумеется, картины его не интересовали – он всего лишь оказывал услугу его брату. Тот дал ему денег, и нужно было просто купить любую из картин художника. Но ван Гог тотчас заподозрил неладное, ведь этот человек даже не рассматривал картины. Он только сказал: