Медитируй, люби и забудь о священниках, прогони их из своей жизни. Ты страдаешь из-за своих же заскоков.
[Ошо, «Дхаммапада», том 4]
Глава 5. Любовь – самая чистая сила
Любовь обладает колоссальной силой, но это сила совершенно другого рода. Нам знакома сила жестокости, агрессии, нам знакома животная, разрушительная сила. Поэтому мы продолжаем писать историю, в которой фигурируют Александр Македонский, Чингисхан, Тамерлан, Надир-шах, Гитлер, Сталин и так далее. Эти люди обладают определенной силой, но это сила жестокости, агрессии, разрушения. Она направлена против Бога, против существования. Эти люди на самом деле преступники. Историю необходимо переписать, а этих людей вычеркнуть из нее, словно их никогда не было. Не стоит отравлять детей их именами.
В истории должны быть Гаутама Будда, Иисус Христос, Заратустра, Кришна, Кабир, Мира Баи, Рабиа (вероятно, имеется в виду Рабиа аль-Адавия аль-Басри. – Примеч. пер.) – люди любви. Они тоже обладают силой, но это сила совершенно другого рода, созидательная. Разрушать очень легко. Это может любой ребенок, любой дурак, ума для этого не нужно. А для того чтобы творить, нужен мощный интеллект. На это способны только те, кто чувствует красоту, истину, любовь.
Быть неверно понятым – удел гения. Если гения понимают правильно, значит, он никакой не гений. Если человека понимают широкие массы, значит, он говорит на том же уровне, где находится интеллект обычных людей.
Фридрих Ницше был понят неверно, и это непонимание привело к жуткой катастрофе. Но, возможно, это было неизбежно. Чтобы понимать такого человека, как Ницше, нужно иметь как минимум такой же уровень сознательности, а то и выше. Адольф Гитлер – настолько отсталый человек, что невозможно всерьез думать, будто он способен понять смысл идей Ницше. Однако он стал апологетом его философии. Он интерпретировал идеи Ницше в соответствии со своим отсталым умом – и не только интерпретировал, но и действовал согласно этим интерпретациям, результатом чего стала Вторая мировая война.
Когда Ницше говорит о воли к власти, это никак не связано с волей к господству. Но именно такой смысл вложили в его слова нацисты.
Воля к власти диаметрально противоположна воле к господству. Воля к господству происходит от комплекса неполноценности. Один человек хочет господствовать над остальными – просто чтобы доказать себе, что он не хуже, а лучше их. Ему необходимы доказательства. Если доказательств нет, он знает, что он хуже; и для того чтобы это скрыть, нужно много-много доказательств.
По-настоящему исключительному человеку никакие доказательства не нужны: он просто исключительный, и все. Разве роза спорит о своей красоте? Разве луна пытается доказать, что она прекрасна? Исключительный человек просто знает об этом, и в доказательствах нет нужды. Поэтому у него нет воли к господству. У него определенно есть воля к власти, но здесь нужно провести очень тонкую грань. Его воля к власти означает, что он хочет расти и достичь полного самовыражения.