На днях я прочитал один анекдот.
Фридрих Вильгельм Первый, прусский король начала XVIII века, был эксцентричным толстяком и ни с кем не церемонился. Он часто разгуливал по улицам Берлина без свиты, и если кто-то ему не нравился – а ему было сложно угодить, – он тут же принимался колотить несчастного своей тяжелой тростью. Король, а так себя вел!
Неудивительно, что, заметив его издалека, жители Берлина тихонько уходили прочь с его пути. Улицы мгновенно пустели. Увидев приближение короля, горожане прятались кто куда.
Однажды, когда Фридрих Вильгельм шел по улице, один человек заметил его слишком поздно и не успел тихонько ускользнуть через дверь.
– Ты! – крикнул Фридрих Вильгельм. – Куда собрался?
– В дом, ваше величество, – отвечал горожанин, дрожа от страха.
– Это твой дом?
– Нет, ваше величество.
– Там живет твой друг?
– Нет, ваше величество.
– Тогда зачем ты туда идешь?
Бедный горожанин, испугавшись, что его обвинят в краже, и не зная, что придумать, решил-таки сказать правду:
– Я хотел спрятаться от вас, ваше величество.
Фридрих Вильгельм нахмурил брови.
– Спрятаться от меня? Зачем?
– Потому что я вас боюсь, ваше величество.
Фридрих Вильгельм тотчас побагровел и, взмахнув тростью, стал колотить беднягу по плечам.
– Ты не должен меня бояться! – кричал он. – Ты должен меня любить! Люби меня, негодяй! Люби!
Как можно заставить кого-то любить? Любовь не может быть обязанностью. Нельзя заставить, приказать, уговорить, чтобы тебя любили. Если любовь случается – то просто случается. Если не случается – то не случается. Сама идея, что человек может с этим что-то сделать, привела к такой ситуации, что с большинством людей любви не случается. Она редко к кому-то приходит. Это такая же редкость, как и божественность, потому что божественность – это любовь, потому что любовь – это божественность.
Если ты открыт для любви, то будешь также открыт и для божественности. Это одно и то же. Любовь – начало, а божественность – конец. Любовь – это ступени, ведущие в храм божественного.
Путь любви, или путь сердца, просто означает, что от тебя ничего не зависит. Не трать время зря. Целое само о себе позаботится. Пожалуйста, расслабься; позволь целому тобой овладеть.
[Ошо, «Нирвана – последний кошмар», гл. 2].
Ты не знаешь, что Бог есть любовь. Ты просто слышал, что я постоянно это говорю, и начал повторять как попугай. Я знаю, что Бог есть любовь, поэтому бояться Бога невозможно. Как можно бояться любви?
Страх и любовь не могут существовать вместе, это невозможно. На самом деле та же энергия, что становится страхом, становится и любовью. Если она превращается в страх, то для любви энергии уже не остается. Если она превращается в любовь, то страх исчезает. Это одна и та же энергия. В состоянии хаоса она называется страхом, а когда она становится космосом, достигает глубокой гармонии, то называется любовью.