Исследование сознания – это и есть радость любви. И если ты не сводишь любовь к связи, тогда другой становится для тебя зеркалом. Изучая его, ты незаметно будешь изучать и самого себя. Погружаясь в другого все глубже, узнавая его чувства, мысли, глубинные переживания, ты узнаешь и о том, какие переживания таятся в тебе самом. Любящие становятся друг для друга зеркалами, и тогда любовь превращается в медитацию. Связь уродлива, взаимодействие прекрасно.
В связи люди перестают друг друга видеть. Вот подумай: когда последний раз вы с женой смотрели в глаза друг другу? Когда ты последний раз смотрела на мужа? Наверное, несколько лет назад. Кто смотрит на свою собственную жену? Ты ведь убежден в том, что знаешь ее. На что там еще смотреть? Незнакомые люди интересуют тебя сильнее, чем те, кого ты знаешь, – тебе и так известна каждая клеточка их тела, каждая их реакция. Ты знаешь: все, что было, повторится снова и снова. Это замкнутый круг.
На самом деле это не так, совсем не так. Ничто не повторяется, каждый день все обновляется. Просто твой глаз замыливается, твое восприятие устаревает, твое зеркало покрывается пылью, и ты уже не в состоянии отражать другого.
Поэтому я говорю: учитесь взаимодействовать. Под этим я имею в виду: не прекращайте свой медовый месяц. Продолжайте исследовать, изучать друг друга, находите новые способы любить и быть вместе. Каждый человек – столь безграничная тайна, неисчерпаемая, непостижимая, что никогда нельзя сказать: «Я узнал ее» или: «Я узнала его». Самое большее, ты можешь скажешь: «Я сделал все, что в моих силах, но тайна остается тайной».
По сути, чем больше ты узнаешь, тем более таинственным становится другой человек. Тогда любовь – это постоянное приключение.
По-настоящему осознанный человек способен жить один. Но это только половина правды. Вторая половина заключается в том, что человек, способный быть один, также способен быть с кем-то вместе. Точнее, только он и способен с кем-то быть.
Тот, кто не может быть один, не может и быть с кем-то вместе, ведь у него нет индивидуальности. А тот, у кого нет индивидуальности, не может быть ни с кем. Почему? Здесь возникает множество проблем. Во-первых, он всегда боится, что если слишком сильно сблизится с другим человеком, то потеряет себя. Он еще не цельный, ему страшно.
Поэтому люди боятся любви, слишком сильной любви. Люди боятся сближения, потому что если они слишком сблизятся, то могут раствориться в другом человеке. Вот в чем заключается страх. Другой человек может оказаться сильнее их, может стать всем, что у них есть. Другой человек может ими завладеть – вот чего они боятся.
Только тот, кто познал красоту одиночества, способен сблизиться с другим так тесно, как это только возможно, ведь он не боится. Он знает, что он есть, что он – цельная личность. В нем есть некий стержень, потому что без этого стержня он бы не смог быть один.
Во-вторых, когда человек не способен быть один, он всегда зависит от другого. Он цепляется за него – потому что боится, что тот уйдет, и тогда ему придется страдать от одиночества. Он цепляется за другого, эксплуатирует его, опутывает другого всевозможными узами.