И снова служба, полеты. На стрельбах из личного оружия Андрей выпустил магазин из штатного Маузера, а потом достал Кольт. Авиаторы непривычным пистолетом заинтересовались, сами по нескольку выстрелов сделали.
Потом зима настала, механики сменили колеса на самолетах на лыжи. Андрей границу изучил до деталей и в полетах старался лететь впритирочку, пытаясь разглядеть что-нибудь интересное на запредельной стороне. Но никаких передвижений войск или техники не наблюдалось.
Между тем в Европе складывались союзы государств. С одной стороны, Антанта – Россия, Франция, Великобритания, имевшие союзниками США, Канаду, Австралию и Новую Зеландию, с другой – Тройственный союз – Германия, Австро-Венгрия, Османская империя и присоединившаяся к ним позже Болгария. У каждой страны свои интересы. Германия хотела земель, ибо свои исконные были уже плотно заселены, и хотела урвать от России Польшу, Украину и Прибалтику. Забегая вперед, можно сказать, получилось. По Брестскому миру отдали, с одобрения Ленина. Не был он собирателем земель русских. Отдал, что немцы просили, а еще Финляндию, завоеванную предками. Надо было отрабатывать немецкие деньги, а еще свою власть в России удержать.
Повод для войны нашелся. В Сараево 28 июля 1914 года член движения «Молодая Босния» Гаврило Принцип убил эрцгерцога Франца Фердинанда, наследника престола Австро-Венгрии. Германия уже 1 августа объявила войну, верная союзническому долгу. В дальнейшем в войну оказались втянуты 38 государств, или 62 % населения мира.
Когда в авиароте объявили тревогу и на построении зачитали приказ об объявлении военного положения и начале войны, все военнослужащие были в растерянности. Один Андрей знал, но лицедействовал, так же притворно удивлялся. Почти сразу в роте, как и во всей армии, появились патриотические настроения. Силы сторон практически равны по численности армии, даже по количеству самолетов.
Однако немецкий Генеральный штаб разработал план Шлиффена. По нему Германия за сорок дней должна была разгромить Францию, а потом всеми силами атаковать Россию. А сорок дней потому, что именно столько требовалось Российской империи для мобилизации, и немцы о том знали. Уже 2 августа Германия захватывает Люксембург, а 4 августа – нейтральную Бельгию. Двадцатого августа германские части вышли к границе Франции, а 5 сентября достигли реки Марны.
Генштаб Российской империи по настоянию государя Николая II совершил глупость. Решили начать войну, не отмобилизовав армию. Уже 4 августа Русская армия под командованием Ренненкампфа начала наступление на Восточную Пруссию. Германия такого не ожидала, серьезных сил здесь не имела, стала отступать. С Западного фронта немцы срочно по железной дороге стали перебрасывать самые боеспособные части, пытаясь остановить русское наступление.
С большим трудом и потерями немцы отбили наступление русских войск не в последнюю очередь потому, что подготовлено и просчитано оно было плохо, наспех. Фактически Россия спасла Францию от разгрома путем потери своих 1-й и 2-й армий. На какое-то время на Восточном фронте установилось неустойчивое равновесие, позиционная война.