×
Traktatov.net » Спасти СССР. Часть 2 » Читать онлайн
Страница 33 из 197 Настройки

Сегодня ты смотришь сериал. Завтра идешь в магазин и покупаешь телефон Самсунг. А послезавтра автомобиль Хундай — кстати в южнокорейских фильмах и клипах продакт-плейсмент иногда совершенно бесстыдный, как рекламный ролик смотришь. Но это дает о себе знать. Китайцы кстати этого и близко не смогли: у них дешевые товары, но на этом все. Свою культуру они не экспортируют. А южнокорейцы экспортируют сначала культуру, потом товары. За счет этого страна в которой нет и ста миллионов населения — на многих рынках на равных сражается с полуторамиллиардным Китаем. И побеждает. И в отличие от США — в третьем мире Южную Корею не воспринимают как врагов или колонизаторов, их культуру как культурное порабощение и развращение, их товары как товары врага, которые не следует покупать просто потому, что это товары врага. Южная Корея в третьем мире незаметно, но все более явно занимает роль старшего брата, который делает всем добро, помогает выбраться из ямы — но не пытается развратить или колонизировать. К Китаю, кстати, в том же мире относятся уже иначе — из-за наглых попыток на всем заработать.

Я к чему это вам все говорю? К тому, что у СССР есть уникальный культурный актив. Статус друга и старшего брата для половины мира. И уникальная, иного слова и не подобрать — культура. Причем как высокая, так и простая. СССР — естественный лидер не только второго, но и третьего мира. Мы не только потомки победителей фашизма, мы половину мира избавили от колониальной зависимости. Миллиардная Индия смотрит на нас как на друга и старшего брата, они так и говорят — наш северный брат. И наша культура — говорит в унисон с культурами десятков народов, страдавших и боровшихся.

Все это мы просрем.

Или — нет? Или все же не стоит просирать, и попробовать сохранить и конвертировать в деньги, рынки, влияние?

Ведь кроме культуры — есть и материальное. Наш Москвич даже сейчас — отлично подойдет для индийских дорог: пусть он немного устарел, но он по карману и способен ездить по самым дурным дорогам, а ремонтироваться в самой простой мастерской самыми простыми инструментами. Так какого черта мы стоим и теряем время? Может, стоит повторить — в материальном производстве путь Китая, в культуре — Южной Кореи. Они ведь заняли те места, которые не смогли занять мы. Тем более — я ведь знаю, в какую непередаваемую нудятину и мерзость превратится американская голливудская культура двадцать лет спустя…


Снова позвонил Лигачев, в машину. Тут кстати, есть мобильная спецсвязь, я уже разговаривал насчет этого с Маслюковым и приказал снимать через меня гриф секретности и срочно готовить на нее базе гражданскую мобильную связь. КГБ закупит Моторолы в США, разберем… в общем, думаю, году к восемьдесят девятому в Москве и Ленинграде уже начнем разворачивать.

— Михаил Сергеевич… — тон был какой-то странный — сегодня Политбюро у нас.

— Помню.

— Мне только что Чебриков звонил. Свободная Европа сообщает о восстании в Грузии, больше пятидесяти убитых. Этот вопрос на Политбюро все равно поднимется.

— Ну, вот и посмотрим, кто у нас по ночам в Политбюро БиБиСи слушает.