×
Traktatov.net » Здоровье, 1962 № 06 (90) » Читать онлайн
Страница 28 из 59 Настройки

С громким плачем прибежал Гарик домой, размазывая по лицу слезы. Перепуганной матери этого оказалось достаточно. Оставив на плите уплывающее молоко, она нашлепала сына:

— Сколько раз говорила — не водись с ними!

Гарик громко кричал. Затем повалился на пол, стал колотить ногами. Он давно знал, как избавиться от материнских шлепков. И действительно это спасло. Мать бережно подхватила его, отнесла к умывальнику. Она умывала Гарика, целовала мокрые волосы.

— Ничего, ничего… Пройдет! А ты не играй больше с ними: они нехорошие!

Гарик уже не плакал, только обиженно всхлипывал. И вдруг спросил:

— А купишь мне двухколесный велосипед?

— Обязательно! — пообещала мать. — Успокойся!

Теперь сын окончательно успокоился, но не успокоилась

Екатерина Мироновна. Она не могла простить себе «вспышки» и то и дело напоминала:

— Какая мама у тебя нехорошая! Ребенку и так влетело, а она тоже сделала больно.

Стараясь до конца загладить вину, мать сбегала в магазин, купила сыну пирожных. А вечером, укладывая его в постель, снова жалела и еще раз подтвердила, что купит велосипед. Мальчик наконец уснул, хотя его и поташнивало от большого количества пирожных.

Как говорят, инцидент исчерпан. Мать искупила свою вину. Теперь только надо подумать, как выполнить опрометчивое обещание: ведь нельзя же ребенка обманывать — это вредно!

* * *

Наказание и прощение детей не только житейская и педагогическая проблема. Все это имеет прямое отношение к здоровью ребенка.

Возможно, кто-нибудь удивится: при чем здесь здоровье? Ведь, слава богу, детей у нас не бьют. Да, ремень и розги — это, действительно, уже история. Но во многих семьях еще бытуют шлепки и затрещины. Они не считаются серьезным физическим наказанием, тем более наносящим ущерб здоровью. Есть и другие «меры воздействия», о которых мы скажем позже, и которые, по мнению иных родителей, считаются неизбежными.

Находятся, впрочем, и защитники «строгого» воспитания, И если не все прибегают к нему, то все же порассуждать любят. При этом не забудут сослаться на откровенное признание Антона Семеновича Макаренко. Еще бы: столь выдающийся педагог однажды прибег к рукоприкладству! Разве вы не читали произведений Макаренко?

Но защитники «строгости» забывают, что этот исключительный случай относится к периоду поисков и становления нашей молодой медицины и педагогики. А сам Макаренко, несмотря на неожиданный эффект, осуждал свою вспышку и искренне сожалел о ней. Защитники «строгого» воспитания забывают, что А. С. Макаренко никогда не отождествлял строгость с физическим наказанием. Этот выдающийся педагог, решая сложные, задачи воспитания, всегда проявлял особую заботу о здоровье детей, уделял большое внимание физическому развитию.

Чем же вреден, допустим, легкий шлепок?

— Подумаешь, — оправдывают себя иные родители, — что случится с ребенком? Да он и забыл об этом через минуту.

В самом деле, такой шлепок не причинит увечья. Но тем не менее он «потрясает», угнетает неокрепшую нервную систему ребенка. Кому не случалось наблюдать, как дети, привыкшие получать даже несильные тумаки, съеживаются уже от одной угрозы или просто строгого взгляда? Дети, часто подвергающиеся телесному наказанию, в конце концов становятся робкими, покорными и плаксивыми, у них притупляются положительные эмоции и снижается жизненный тонус, а это уже большой вред.