Но еще в 1973 г. в Окленде я наблюдал за соревнованиями школьниц в беге на 800 м, где выступали девочки 13–19 лет. Поскольку в программе не было других средних дистанций, 13-летним, если у них недоставало скоростных данных, а выступить все же хотелось, приходилось соревноваться с гораздо более взрослыми соперницами. Одна 13-летняя участница после первого же круга была вынуждена прекратить состязание, так как оказалась в состоянии коллапса; темп, заданный взрослыми девушками, был ей не под силу.
Разговорившись с одним из организаторов состязаний, я сказал, что в этом есть вина подготовительного комитета, который не учел реальных возможностей девочек и девушек разного возраста при составлении программы; мне было приятно наблюдать, что в последующие годы состязания в беге на средние дистанции проводились для разных возрастных групп.
Но на мой взгляд, всем девушкам – ученицам старших классов нужно соревноваться на более длинных дистанциях – скажем, 3000 м. Как еще можно привлечь к тренировкам девочек, которые моложе соперниц и значительно уступают им по скоростным возможностям? А ведь занятия бегом не принесут им ничего, кроме пользы. Они вполне могут первенствовать среди тех, кто не особо одарен от природы скоростными данными, а потому значительно медленнее добьется успеха. В наши дни бегуньи во всем мире демонстрируют великолепные результаты на средних и длинных дистанциях.
В книге «Бег по Лидьярду», опубликованной в 1978 г., мы отметили, что женщины уже пробегают марафонскую дистанцию быстрее чем за 2 ч. 40 мин. В ней я также предсказывал, что скоро они улучшат достижения и покажут результаты лучше 2:30. Ведущим для этого в действительности понадобилось всего два года. И в этом нет ничего удивительного, поскольку женщины осознали, что физически они способны не просто пробежать в тренировке марафон, но и соревноваться на полной марафонской дистанции. Сразу после этого прогресс стал очень заметен.
К счастью, в наши дни редко услышишь разговоры о том, что женщины, увлекающиеся бегом на длинные дистанции, становятся мужеподобными. Это неправильно и с точки зрения исторической и физиологической. Посредством бега женщины не приобретают дополнительной мышечной массы и не становятся мускулистее. А почему, собственно, они должны обрастать мускулами? Ведь с мужчинами этого не происходит. Многие лучшие бегуньи мира весьма привлекательны, несмотря на то, что выполняют в тренировочных занятиях объемы работы, равные мужской нагрузке, и выступают на высочайшем уровне.
Тело человека состоит из мышц, жира и костей. Женщина никогда не сможет добиться такой же силы мышц, что и мужчина, поэтому занятия с отягощениями и упражнения с преодолением сопротивления никогда не помогут выработать присущей только мужчинам крепости мышц или увеличить их до размеров, типичных для представителей сильного пола. Число мышечных волокон нельзя увеличить. Поэтому женщинам вряд ли стоит этого опасаться. Присущие женщинам анатомические особенности строения позволяют, однако, им отличаться в отдельных видах спорта, и именно это предопределяет успех, а не тенденция к маскулинизации, или преобладанию мужских характеристик. Женщина добивается преимущества потому, что ее организм позволяет ей выступать с б