×
Traktatov.net » Ключи судьбы » Читать онлайн
Страница 240 из 273 Настройки

Зачем он говорит ей о войне – ведь Романии нужно, чтобы Русь жила в мире или хотя бы надеялась на мир, иначе грекам не видать наемных дружин, так нужных им для борьбы с сарацинами.

– Есть другой способ обеспечить мир и оградить ваш престол от притязаний, – говорил Роман, и в его блестящих карих глазах сейчас не было ни тени улыбки. – Отошли эту «дочь Кира» на попечение цесарей. Я готов поцеловать крест от их имени, что ни один мужчина, высокого или низкого рода, даже не приблизится к этой деве, она будет вести замкнутую, благочестивую жизнь, обучаясь рукоделию и Писанию наравне с царскими дочерями. И никто без твоей воли не получит права назвать ее ни своей женой, ни тем более матерью. Твой престол будет в безопасности, ты избежишь раздоров, в земле твоей будет нерушимый мир, а это угодно Богу и приятно сердцу цесарей не менее, чем твоему собственному.

Черты Эльги разгладились. Теперь она знала, о чем Роман говорит. Он предлагал взять Малушу якобы на воспитание, а на деле – в заложники, что было в обычае у ромейских владык. Точно такую повесть ей рассказывал лет пятнадцать назад царевич Боян, брат болгарского царя Петра, когда одну зиму жил в Киеве при своей сестре, Огняне-Марии. Царь Симеон, болгарский лев, оставил четверых сыновей, и престол занял Петр, старший. В самом начале его правления греки во многом отыграли свои потери и вернули часть земель, отнятых у них Симеоном. Царевна Мария-Ирина стала женой Петра и следила, чтобы муж ее оставался верен родственному долгу. Брат его Иоанн, пытавшийся отнять у Петра его трон, был пленен и передан грекам. Те обещали Петру держать соперника в узилище, но на деле проявили к пленнику удивительную доброту. Какое там узилище – Иоанну пожаловали богатый дом, жену из знатного армянского рода, и он жил, осыпаемый милостями цесарей, как не жил и дома, на свободе. А Петр знал: если он вздумает противиться воле Романа, у того есть под рукой другой царь для болгар, всем ему обязанный.

И теперь ей предлагают то же для Малуши! Дева – не мужчина, но что, если греки нарушат уговор? Подберут девушке мужа, а потом скажут, что родственные связи делают Константина, как более высокого рангом, главой Святославовой семьи! От тех, кто считает себя сердцевиной мира, и не того можно ожидать, а каким греки видят мир и себя, Эльга очень хорошо знала.

К тому же, помешав ей породниться с Етоном, они откажут Руси в праве на архиепископию. Убьют всех своих зайцев одной стрелой.

– Я благодарю цесарей за заботу о мире в моей державе… – мягко начала Эльга, – но дело это требует…

У дверей возникло движение: невольно взглянув в ту сторону мимо Романа, она увидела, как в гридницу вошел кто-то из людей Олега Предславича, быстро приблизился к нему, наклонился и что-то шепнул на ухо. Олег тут же поднял глаза на Эльгу и, поймав ее взгляд, указал на дверь.

Без единого слова она поняла, какую весть он получил и пытается ей передать. У Горяны начались роды. В двери мира живых стучится Эльги и Олега общий внук.

* * *

Княгиня уехала, не заходя в избу – коня ей подали прямо к дверям гридницы.