• Нужно ли вам внести какие-нибудь изменения в свое поведение (например, сбросить вес, выучить иностранный язык, сдавать работу вовремя)? Дайте публичное обещание и назначьте значительные штрафы (1000 долларов за малейшее нарушение), чтобы быстрее двигаться в нужном направлении.
Создавайте хорошее отношение к себе
Противоположным примером попытке Цукерберга быстренько «подремонтировать» свой имидж могут служить постоянство и упорный труд Говарда Дина, которые принесли его репутации и политической партии солидные дивиденды. Будучи губернатором Вермонта, Дин приобрел необычайную популярность на президентских выборах 2004 года, но потом потерял все на закрытом политическом собрании в Айове. Как директор Дина по связям с общественностью в Нью-Гэмпшире, я была причастна к его кампании.
Дин искренне хотел реформировать американскую политику. Он был категорически не согласен с проведенными втайне подсчетами партийных аналитиков, согласно которым демократы не могли победить на большей части территории США и потому следовало сокращать партийные ресурсы (эта ситуация привела бы к еще большему снижению популярности Демократической партии в будущем). Дин радовался тому, что его кампания привела в возбуждение всю страну такими новыми тогда инструментами, как блоги, привлекавшими людей не только в Айове и Нью-Гэмпшире (эти штаты изначально лояльны к демократам). Избиратели активно вовлекались по всей стране.
Но все закончилось в январе 2004 года, когда в Айове состоялось закрытое собрание Демократической партии. Ряд псевдонезависимых групп, связанных с нашими оппонентами от демократов, устроили так, что Дин получил в партийном списке только третье место (а возможно, этому способствовала и наша ошибка: мы решили пригласить активных добровольцев не из Айовы, оттолкнув тем самым жителей штата). Его кампания не окончилась в ту ночь, она продолжалась еще месяц; но мы не смогли справиться с потерей Дином статуса партийного лидера. В довершение всех неприятностей неудачно прошел эфир на кабельном телевидении: во время выступления Дину пришлось кричать, чтобы перекрыть гул толпы, но камеры записали только звук с его микрофона, без фонового шума митинга, из-за чего телезрителям казалось, будто Дин орет без причины, что плохо отразилось на его имидже.
Когда Говард Дин выбыл из президентской гонки, он мог отсидеться в Вермонте или улизнуть куда-нибудь на тропический остров. Он был близок к победе, но гонка закончилась публичным унижением и всеобщим злорадством: на телевидении Дина не передразнивал только ленивый. Я бы поняла его, если бы он поддался искушению спрятаться. Я сама не смогла заставить себя перейти в штаб Джона Керри, поэтому ушла работать в некоммерческую организацию. Но Дин не оставил своей идеи укрепить Демократическую партию. Он поддержал Керри в его кампании, хотя именно люди этого кандидата привели к падению Дина. В конце концов Дин выбрал другую идеи, менее гламурную, чем кресло в Белом доме, решив стать главой Национального комитета демократов (НКД).
Эта влиятельная организация продвигает кандидатов-демократов по всей стране. Но быть ее председателем вовсе не то же самое, что быть президентом. В начале 2005 года Дин без всякого уныния объявил, что метит в председатели этой организации. Благодаря усердной работе в кампании, которая вовлекла даже регионы, традиционно недружелюбные к демократам, пообещав, что на следующих президентских выборах Демократическая партия осуществит «единую кампанию во всех пятидесяти штатах», Дин победил, и его вклад подготовил феноменально успешную историческую кампанию Барака Обамы. Дин так и не стал президентом, но его работа свела пятно неудачи с его репутации; он нашел другой способ осуществить свою цель.