Тем временем партизанское движение усиливалось. В его ряды стали массово вливаться крымские татары. Всё это время, оставаясь связной, Айше продолжала помогать партизанам.
Оккупация Судака продолжилась до апреля 1944 года…
10 глава
Освобождение
Вот враг разбит.
Свободная земля!
А на щеке блестит
От радости слеза.
В апреле 1944 года началось освобождение Крыма. С воздуха и с моря после артиллерийской и авиационной подготовки за три дня были освобождены и очищены от фашистов Керчь, Феодосия и Судак.
Как ураган, Красная Армия смела всю нечисть, осевшую на Крымской земле. Авиация бомбила базы и оружейные склады противника. Снаряды с обеих сторон летели прямо над головой судакчан и попадали во дворы и сады. Рушились крыши, постройки. У Мерьем снаряд разрушил винный погреб, и вино полилось рекой. Айше с женщинами прятались дома. Окна рассыпались вдребезги, во дворах остались воронки от снарядов. Потом, когда всё стихло, они услышали звуки машин и танков на улице. Вскоре послышалась русская речь.
– Наши! – воскликнула Айше.
Женщины, не помня себя от счастья, выбежали на улицу. Все жители подбегали к освободителям, обнимали и целовали их. А когда вернулись домой, увидели, что во дворе валяются, напившись вина, их пьяные коровы и свиньи.
Окончательно Крым был освобождён в мае 1944 года. За два с половиной года в Крыму фашистами были уничтожены и угнаны тысячи советских граждан, разрушена экономика, сельское хозяйство. Всё это предстояло восстанавливать. По городу силами НКВД выявлялись предатели, шли аресты. Люди и подумать тогда не могли, что вскоре в предательстве и пособничестве обвинят весь крымскотатарский народ!
Долгожданная мирная жизнь пришла в город. Жители принялись восстанавливать дома. С Таракташа приезжала Гюзель. Она сообщила, что все родные живы. Побывав у Мерьем, она и Медине вернулись в Таракташ.
Надежда на возвращение отцов, братьев и мужей жила в сердцах людей. И хотя враг был ещё на территории Советского Союза, Красная Армия своей огневой мощью уже гнала его на запад…
11 глава
Разорванный рассвет
Краснел рассвет запёкшейся кровью,
Припав вдали к земному изголовью…
Поздно вечером 17 мая 1944 года в окно Айше увидела много проезжавших по улице машин с солдатами.
«Что-то готовится, – подумала она, – может, немцы опять наступают? Но Советская власть уже установлена, партизаны вернулись в свои дома. Странно!»
– Тез-ана! – позвала Айше к окну Мерьем, – идите, посмотрите.
– Что там?
– Солдаты, много… и машины.
– Не знаю, дочка, – взглянув в окно, сказала Мерьем. – Опять надвигается беда?! Ой, что-то мне нехорошо…
Мерьем садится и держится за сердце.
– Как устали мы от этой войны, думали, что конец. Начнётся мирная жизнь.
– А может, учения? Да всё хорошо будет, не волнуйтесь. Завтра пойду, спрошу у людей, – успокаивая маму, сказала Шевкие.
Они легли спать. Долго ворочались и, наконец, уснули…
Снится Айше густой лес, она блуждает по нему, ищет Усеина и тез-ану. Подходит к Усеину, а он будто растворяется в тумане. Вокруг темно, стоит ночь. Туман поглощает её всю целиком, и она не знает, куда идти. От страха начинает звать брата: